ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Вопрос о жизни длиною в век

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Многие века семейно-брачные отношения в России базировались на высоких духовно-нравственных, религиозных, прежде всего православных христианских ценностях. Перед Октябрьской социалистической революцией в стране преобладала крепкая семья, и происходил демографический взрыв. Достаточно сказать, что с 1861 года, то есть с начала великих реформ императора Александра II, до 1917 года население страны увеличилось почти вдвое! А за двадцать лет самого благополучного (и самого оклеветанного) правления царя Николая II население империи увеличилось на 62 миллиона человек! Однако 25 октября 1917 года по старому стилю власть захватили воинствующие безбожники во главе с Лениным и почти сразу стали расправляться с русской православной семьей.

18 ноября 1920 года с согласия и одобрения Ленина наркомат здравоохранения и наркомат юстиции первыми в современном мире разрешили или легализовали аборты, то есть большевики взяли пример с дохристианского мира, с язычников.

Следует отметит, что аборт в России до 1920 года являлся преступлением. В XVII веке указом царя Алексея Михайловича искусственное прерывание беременности было приравнено к детоубийству, и наказанием за него являлась смертная казнь. Впоследствии она была отменена Петром I в 1715 году. В 1845 году наказание за «преступное плодоизгнание» было регламентировано в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных. Согласно 1462-й статье уложения, виновными являлись как проводивший аборт (при этом наличие у него медицинского образования рассматривалось как отягчающее обстоятельство), так и сама беременная. Наказанием за аборт являлись каторжные работы сроком от 4 до 10 лет для врача, и ссылка либо тюремное заключение на срок от 4 до 6 лет для женщины. На рубеже XIX и XX веков медицинское сообщество и юристы Российской империи начали высказываться за легализацию абортов, повышение их безопасности и распространение контрацепции. В частности, обсуждалась эта проблема на третьем (в 1889 году) и 12-м (в 1913 году) съездах Пироговского общества. При этом правоприменительная практика наказаний за аборт была невелика: к примеру, в период с 1910 по 1914 год во всей Российской империи было вынесено только 139 приговоров за аборты. Аборты в дореволюционной России практиковались преимущественно не профессиональными врачами, а представителями народной медицины — в первую очередь, бабками-повитухами, которые занимались абортами, помимо принятия родов

В 1920 году Советская Россия стала первой страной в мире, в которой узаконили аборты. Легализация произошла согласно постановлению Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата юстиции от 16 ноября 1920 года «Об искусственном прерывании беременности». Интересно отметить, как сам текст постановления описывает причины введения подобных мер и отношения к материнству:

«"Постановление Народных Комиссариатов Здравоохранения и Юстиции.

471. Об охране здоровья женщин.

За последние десятилетия как на Западе, так и у нас возрастает число женщин, прибегающих к прерыванию своей беременности.

Законодательства всех стран борются с этим злом путём наказаний как для женщины, решившейся на выкидыш, так и для врача, его произведшего.

Не приводя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал эту операцию в подполье и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных абортистов, которые из тайной операции создали себе промысел.

В результате до 50% женщин заболевают от заражения и до 4% из них умирают.

Рабоче-Крестьянское правительство учитывает всё зло этого явления для коллектива. Путём укрепления социалистического строя и агитации против абортов среди масс трудящегося женского населения, оно борется с этим злом и, широко осуществляя принципы Охраны Материнства и Младенчества, предвидит постепенное исчезновение этого явления.

Но пока моральные пережитки прошлого и тяжёлые экономические условия настоящего ещё вынуждают часть женщин решаться на эту операцию, Народный Комиссариат Здравоохранения и Народный Комиссариат Юстиции, охраняя здоровье женщины и интересы расы от невежественных и корыстных хищников, и считая метод репрессий в этой области абсолютно не достигающим цели, постановляет:

I. Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается её максимальная безвредность.

II. Абсолютно запрещается производство этой операции кому бы то ни было, кроме врача.

III. Виновные в производстве этой операции акушерка или бабка лишаются права практики и предаются Народному Суду.

IV. Врач, произведший операцию плодоизгнания в порядке частной практики с корыстной целью, также предаётся суду.

Подписали: Народный Комиссар Здравоохранения Н. Семашко.

Народный Комиссар Юстиции Курский.

Распубликовано в № 259 Новостей Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 18 ноября 1920 г.»

Исследователями это событие рассматривается и как часть происходившей в то время в России тенденции по расширению прав женщин (включая эмансипацию избирательного права или запрет насильственных браков). Также произошло изменение в медицинской этике, в которой произошёл отказ от религиозных представлений о беременности и душе зародыша. Однако в первой половине 1920-х годов в среде советских чиновников и юристов аборт ещё часто рассматривался как «социальное зло». В 1925 году в крупных городах фиксировалось в среднем 6 случаев абортов на тысячу человек населения. В 1924 году на аборты были наложены ограничения. Они могли совершаться только в случае угрозы жизни или здоровью женщины, либо в случае наступления беременности в результате изнасилования. Каждый случай отдельно рассматривался специальной комиссией, без утвердительного решения которой прерывание беременности было запрещено. В 1926 году эти ограничения были сняты, однако тогда же были полностью запрещены аборты при первой беременности, а также для женщин, сделавших аборт менее полугода назад. В 1930 году аборты в СССР стали платными.

27 июня 1936 года вышло постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатёж алиментов и некоторые изменения в законодательство о разводах», согласно которому аборты в стране снова были криминализированы, что обосновывалось неблагоприятной демографической ситуацией и необходимостью повышения рождаемости. Однако, по состоянию на 1944 год в Советском Союзе отмечалось около 30,5 абортов на 100 беременностей, в том числе 46,2 в РСФСР. После войны их количество оставалось высоким. В частности, в 1950 году было зафиксировано более миллиона абортов. И порядка 90 % из них являлись криминальными. Однако на практике многие уголовные дела, заведённые по случаям абортов, не доходили до суда. Народный комиссариат здравоохранения СССР, после прошедшего 16 августа 1945 года заседания по вопросу о мероприятиях по борьбе с абортом, пытался проводить борьбу с абортами путём проведения разъяснительной работы среди населения, а также поощрения многодетных семей. Но эффективность этих мер себя не оправдала. Смягчение государственной политики в отношении репродуктивных прав женщин началось в 1950-х годах. Началом послужило расширение списку медицинских показаний к прерыванию беременности в 1951 году, а в 1954 году — окончательно отменили уголовную ответственность за нелегальный аборт.

В 1990 году, по данным Министерства здравоохранения СССР, в РСФСР было зарегистрировано 3,92 миллиона абортов. После этого число абортов в России начало снижаться. В 1999 году, по различным данным (от Минздрава и Росстата), в стране было проведено уже около 2 миллионов абортов. При этом количество абортов относительно родов в середине 1990-х годов выросло, достигнув отметки в 235 абортов на 100 родов в 1993 году, и затем также начав снижаться. Характер изменений в число абортов в постсоветские годы (при которых она стала снижаться несмотря на падение уровня жизни в стране) объясняется замещением аборта планированием семьи.

По данным Росстата, в 2013 году в России было зарегистрировано 1,012 миллиона прерванных беременностей (включая некоторую часть выкидышей) . Много это или мало? В США тоже делается более миллиона абортов в год — при вдвое большей численности населения. Поэтому лучше использовать относительные показатели — в расчете на женщин или на число рождений. В расчете на тысячу женщин в возрасте от 15 до 44 лет в России — 25 искусственных абортов (без выкидышей), а в США — 17.

В российском обществе вопрос о допустимости абортов, их регулирования и налагаемых ограничений является дискуссионным. В основе дискуссии лежит сложный этический вопрос о признании плода в утробе беременной женщины человеком и о его праве на жизнь. Различных точек зрения на этические вопросы, касающиеся абортов, придерживаются и учёные: что эмбрион является человеком уже с момента появления зиготы; что он не является человеком вплоть до момента рождения; что человеком плод становится не сразу после оплодотворения, а на определённой стадии беременности (чаще всего подразумеваются сроки порядка 7—8 недель, когда зародыш принимает вид «маленького человека», или в 24 недели, когда плод начинает чувствовать боль).

Данные опросов о мнении россиян об абортах в значительной степени разнятся. По различным данным, к абортам отрицательно относится от 11 до 35 % жителей страны. Однако, по опубликованным в 2016 году данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, только 4 % россиян считает аборты недопустимыми.

Вопрос о жизни длиною в век вес не может подойти к своему разрешению.

Православная Церковь, как и прежде, выступает с строгих позиций христианской этики. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: "Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои" (Пс. 138. 13,15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева" (Иов 10. 8-12,18). "Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" (Иер. 1. 5-6), - сказал Господь пророку Иеремии. "Не убивай ребенка, причиняя выкидыш", - это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в "Учении двенадцати апостолов", одном из древнейших памятников христианской письменности. "Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь", - писал апологет II века Афинагор. "Тот, кто будет человеком, уже человек", - утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы", - сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: "У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного". Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт "худшими, нежели убийцы".

Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием "свободы выбора" женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. X.3). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта.

Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам:

1) История запретов и разрешений абортов в России. РИА Новости (3 августа 2010). Дата обращения: 18 ноября 2020.

2) Сакевич В. Как государство борется с абортами? Медуза (13 февраля 2015). Дата обращения: 18 ноября 2020.

3) Декреты Советской власти. Том II. Сборник документов, изд. Ин-том марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Ин-том истории АН СССР. 1958.

4) Основы социальной концепции Русской православной церкви. Официальный портал Русской Православной Церкви.

2020 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru