ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Памяти инока Владимира (Алексеева)

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Паломничество на Руси являлось и до наших дней является органичной составляющей жизни православных верующих, неотъемлемым элементом отечественной духовной культуры. Оно всегда было нормой для нашего общества в целом. Совершавшие его получали не только важный собственный внутренний посыл, но и служили примером для окружающих. Так, летом 1899 г. совершил паломничество в Святую Землю и петрозаводский священник Евгений Александрович Мерцалов - будущий олонецкий владыка и исповедник, а уже в начале ХХ века и главный герой нашего доклада - инок Владимир.

Инок Владимир (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) родился в Петербурге 16 апреля (ст. ст.) 1878 года, а отошел в вечность 26 января (ст.ст.) 1927 года, 49-ти лет от роду. Он был сыном петербургского купца, в юношестве учился в Санкт-Петербурге, в гимназии. Состоятельные родители своему единственному сыну Володе не отказывали в средствах. Но набожный мальчик, не тратя на себя, приходил часто в Казанский собор, покупал крестики, иконки и все раздавал бедным вместе с продуктами. Он был прост по натуре и слыл за юродивого.

В возрасте около 20 лет юноша Владимир ушел странствовать по многочисленным монастырям и святым местам. После смерти родителей, он обратился к о. Иоанну Кронштадтскому, который благословил его на иноческую жизнь в Никифоровской пустыни. Он был пострижен в монашеский чин с тем же именем Владимир. С этого времени, не оставаясь подолгу в монастыре, инок Владимир в иноческой одежде продолжал путешествовать по России. С раннего отрочества, отрекшийся от мирских удовольствий и удобств жизни, инок Владимир за свою простоту, кротость и строгую жизнь удостоился благодатных духовных даров. Как указывает апостол Павел: "Дары Духа Святого суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание". Сей избранник блаженный полон был любви, молился за всех, за весь мир, каждому нес помощь и утешение. Радостно светился взор его, он всем был доволен. Известно, что, когда человек радуется, то и Ангелы небесные сорадуются ему. "Радуйтесь, и еще раз говорю, радуйтесь во Христе Иисусе", - увещевает апостол Павел. Так радостно и благодарственно нес крест свой подвижнический инок Владимир. Духовный мир исходил от него, и кто соприкасался с ним, ощущал веяние мира на себе.

Несмотря на все поношения, частые насмешки, брань и всякие злоключения, он терпеливо все переносил, ни на что и ни на кого не жаловался. Благость в меру вместимости имел в себе, но не удерживал, а щедро раздавал. Сердце его было милосердное, жалостливое, участливое и сострадательное. Веру крепкую в непрестанных трудах держал, как преданный воле Христовой. Кроток в отношении с людьми, умалялся, приняв подвиг юродства. Был воздержан в мыслях, словах и поступках.

Имея все эти Евангельские дары, инок Владимир в подражание своему Учителю воспринял Завет Христа Спасителя: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем". Всюду ходил этот светильник, разнося свет Христов. Естественно, он не остался незамеченным, имея многих почитателей и учеников. Как пророк, имел дар предвидения, прозорливости, инок Владимир часто отвращал людей от необдуманных и неверных поступков, направлял по правильному пути. По его молитвам люди получали помощь и исцеление.

Инока Владимира окружали множество людей. Среди них были разные: не только почитатели старца, но и те, кто поносил его, кто зло смеялся над ним, иные бросали в него камни и грязь, некоторые безразлично отворачивались от этого угодника Божия.

Незадолго до его перехода в вечные селения, он предсказал, что будут хоронить его дважды. И действительно так случилось: первоначально был он похоронен на Преображенском кладбище, где тело его пребывало с 1927-го по 1945 г.г. В 1945 году кладбищенская администрация объявила, что Преображенское кладбище предназначается к застройке и что схороненных здесь родственников и знакомых можно по желанию перенести в другое место. Друзья, знакомые, почитатели собрали необходимые средства и перевезли мощи блаженного старца на другой конец города - на Богословское кладбище, где по стечению многих удачных обстоятельств, его похоронили на хорошем месте. Могила инока Владимира была очень скромной, мало приметной, как и он был в земной жизни скромен, непритязателен и еле заметен.

Помещаем некоторые воспоминания и рассказы о жизни и деятельности инока Владимира.

За 20 лет своих духовных подвигов он обошел 36 губерний и не раз - палестинские Святые места. На одной сохранившейся фотокарточке мы видим его снятым в Иерусалиме, сидящим на осле с длинным посохом в руке, в черном подряснике, с величавой осанкой, с длинными волосами и обрамленным черной бородой лицом.

Святой град всегда пленял умы и сердца русских людей! История паломничества русских богомольцев в Святую Землю имеет обширную историю и уходит вглубь веков. Сегодня невозможно достоверно установить ни имени первого русского паломника, ни точного времени его паломничества в Святую Землю, так как история не сохранила для нас этих сведений. Традиционно считается, что паломнические поездки начались примерно с начала X века. Уже к концу этого столетия, то есть после принятия Русью христианства, паломничества к Святым Местам уже являлись неотъемлемой составляющей христианской культуры, а главная роль в установлении контактов с Палестиной отводилась князю Владимиру. Но до Крещения Руси сведений о паломничествах либо о путешествиях в Святую Землю мы не обнаруживаем. Итак, буквально с первых дней христианства у славян появляется тяготение к посещению Палестины. Свидетельства этому мы находим уже во времена равноапостольного князя. В XI веке в древнерусской литературе появляются новые сведения о паломничествах. Около 1022 года в Курске происходит встреча юного Феодосия Печерского со странником из Иерусалима. В XII столетии Святую Землю посетили игумены Варлаам и Даниил. Паломничество игумена Варлаама проходило в 1060-е годы и описано в «Житии преподобного Феодосия Печерского». Другое известное нам путешествие – «Хождении игумена Даниила». Русский игумен оставил нам подробное описание своего путешествия в Святую Землю. Его рассказ о Палестине разошелся во множестве списков по всей Руси и сохранился до наших дней. Также к XII веку относится «Житие… преподобной Евфросинии, игуменьи Спаса-Вседержителя в граде Полоцке», написанное вскоре после кончины святой. Этот литературный памятник повествует о паломничестве к Святым Местам преподобной княгини и содержит интересные сведения о возникновении примерно в 1160-е годы в Иерусалиме или в его ближайших окрестностях первых русских монастырей. Вообще XII век считается эпохой первого расцвета древнерусского паломничества в Святую Землю. Главной причиной этого явления стало основание крестоносных государств в Палестине после первого крестового похода. Примерно в это же время в славянском языке возникло само слово «паломник». Оно происходило от латинского слова palmarius, которое в свою очередь восходит к слову palma, напоминавшему о сохранившемся обычае захватывать с собой пальмовую ветвь в знак совершенного паломничества. Путешествия к Святым Местам стало настолько значительным фактором общественно-церковной жизни Руси XII века, что уже сама Церковь в лице отдельных иерархов вынуждена была предпринимать меры для его упорядочивания и разумного ограничения. Например, древнерусский памятник XII века «Вопрошание Кириково» содержит рассуждения Новгородского епископа Нифонта в отношении ограничений паломничеств в Святую Землю. В 1187 году крестоносное войско было разгромлено при Хаттине египетским и сирийским султаном Саладином, и крестоносцы были вынуждены покинуть Иерусалим. Это было одной из причин заката первой волны русских хождений к Святым Местам. Другой причиной стало монгольское нашествие на Русь. Оно привело к тому, что примерно с 1240-х годов паломническое движение из Руси в Палестину надолго погрузилось в экономический и политический упадок. Об этом свидетельствует отсутствие сколько-нибудь внятных и полных сведениях о хождениях в Святую Землю в течение всего XIII века в древнерусской литературе.

Паломнические традиции путешествий в Палестину возрождаются только в 30-х годах XIV века. Отчасти это было связано с «потеплением» религиозного климата в Святой Земле, связанного с изгнанием крестоносцев. В последующие эпохи оно то затухало, то приводило к новым всплескам интереса. В XIX в. удобство и безопасность путей сообщения привели к сильному его росту в Святую Землю. Немаловажную роль в этом сыграло учреждение в 1847 году Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и создание в 1882 году Императорского Православного Палестинского Общества. Развитие же логистики и транспорта привело к тому, что с конца XIX в. на Святую Землю начали прибывать и паломники из далекой Олонии.

Попробуем представить, как проходил его путь? Полагаю, что собираясь в путешествие, отец Владимир заручился поддержкой епископа Олонецкого и Петрозаводского. Кроме епископа он должен был побывал и у других петрозаводчан, совершивших путешествие в Святую Землю. Таким образом, он имел уже достаточно ясное представление о том, как практически осуществить свою «заветную мысль». Наверное его предстоящее паломничество вызвало немалый интерес и «многие приходили прощаться, просили молитв и давали денег на свечи ко Гробу Господню».Как же он преодолевал столь долгий путь? Быть может пешком, а быть может прибыв на пароходе из Петрозаводска в Санкт-Петербург и далее по старому одесскому тракту, ведь приобретенная им в обязательном порядке паломническая книжка давала возможность более дешевого проезда поездом до Одессы и пароходом из Одессы в Яффу и обратно.

Уже в Яффе он наверняка должен был обратиться к услугам проводника – каваса Палестинского общества по организации приема паломников. Кавас распределил паломников и багаж по лодкам, доставившим их с парохода до берега Яффы, отгонял попрошаек, а по паломническим книжкам взял для прибывших железнодорожные билеты до Иерусалима и обратно. На платформе Иерусалима паломников встретил управляющий учреждениями Палестинского общества в Иерусалиме с готовыми экипажами, которые привезли их в район, называвшийся «Русское подворье» или «Русские постройки». Здесь находились несколько подворий – гостиниц для паломников, Русская Духовная миссия, Свято-Троицкий собор, больница. Это была только часть так называемой «Русской Палестины» – недвижимости и земельных владений, принадлежавших Российской империи.

А дальше – святыни Вечного града и Палестины! Вифлеем, Хеврон, Цфат, Назарет, Вифлием, Иордан и Тверия! И святыня мира - Иерусалим, его Гефсимания, Виа Долороса, Храмовая гора, горница Тайной Вечери и самая главная и драгоценная святыня – Гологофа –Храм Гроба Господня! Вот как описывал трепетное чувство прикосновения к этой великой святыни один русский паломник начала ХХ века: «Что реку о такой минуте, когда подходил ко Гробу Христа! Так я чувствовал, что Гроб – гроб любви и такое чувство в себе имел, что всех готов обласкать и такая любовь к людям, что все люди кажутся святыми, потому что любовь не видит за людьми никаких недостатков. Тут у гроба видишь духовным сердцем всех людей своих любящих и они дома чувствуют себя отрадно!»

А потом вновь дальний путь! Пустыня, Яффа, Средиземное и Черное море, одесский и петербургский тракт, чиновничий Петербург, где Россией правит столоначальник, Свирь, а за ней мягкий сумрак карельских лесов да ветер олонецкой равнины и милая сердцу обитель святых Геннадия и Никифора! Три раза проделывал такой путь инок Владимир. И можно со смелостью предположить, что этот ценный духовный опыт помог ему стяжать те чудные дары монашеского делания, которыми он был так славен!

Да, каждому подлинно православному сердцу удивительно и трепетно осознавать эту вечную неприходящую связь с нашим прошлым, которое, в сущности своей, и есть наше настоящее, ведь подлинно существует оно лишь во власти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, которые и « и веки сотворил». Именно поэтому мы должны помнить и бережно хранить наше святое наследие, будто паломник драгоценную лампаду святого огня от Гроба Господня!

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам статьи иподиакона Романа Александрова «Чистии сердцем Бога узрят (Мф.5:8). Инок Важеозерской пустыни Владимир – паломник в Святую Землю», 2021 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru