ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Миссионерский отдел Петрозаводской и Карельской епархии подготовил листовки о Масленице и главном празднике христиан – Пасхе

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

По благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина Миссионерский отдел Петрозаводской и Карельской епархии подготовил листовки о Масленице и главном празднике христиан – Пасхе. Данные материалы в доступной форме расскажут об одних из самых любимых народных торжеств.

Светлое Христово Воскресение.

Пасха

Святая Пасха – главный праздник православных христиан. Воскресение Иисуса Христа, Своею смертью искупившего людские грехи, открывшего врата рая, - торжество и основание христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14).

«Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом… наступает небытие и конец всему. А смерти нет; за ней — свет Воскресения. И Христос показал нам, что зло бессильно. И Христос показал и доказал нам это. Зло — призрак, его сила бессильна, оно повержено. За Крестом следует Воскресение. Христос воскрес из мертвых и тем самым победил зло. Чтобы быть участниками этой победы, мы должны быть вместе со Христом, и тогда за нашим крестом всегда будет воскресение, за призрачной победой зла — подлинная победа добра, за скорбью — радость», - пишет Патриарх Кирилл.

Как повествует главная книга христиан – Евангелие, – Господь умер, распятый на Кресте по проискам иудейских начальников, в пятницу. В тот же день вечером ученики Христа сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовониями, обвили полотном и похоронили в каменной пещере, привалив к ней камень вместо двери. На следующий день иудейские начальники, получив разрешение от римского наместника Понтия Пилата, приставили ко Гробу воинов и приложили к камню печать, так как они вспомнили слова Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти.

Но когда Господь воскрес из мертвых, с небес сошел ангел, который отвалил камень от двери Гроба Господня. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами. Их память приходится на 3-е воскресенье после Пасхи, которое является православным международным женским днем). Они говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16:3).

Подойдя ко Гробу они увидели, что камень отвален от Гроба, а на камне увидели светозарного ангела. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:5-7). Мироносицы со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Но ученики сначала не поверили им.

По воскресении Христос явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, а затем двум апостолам – Клеопе и Луке. И Мария Магдалина, и апостолы не сразу узнали Христа, только когда их духовные очи учеников отверзлись, они прозрели в случайном сотрапезнике Воскресшего Спасителя. И сейчас увидеть Его присутствие в нашей жизни возможно только посредством духовного зрения, даруемого искренней верой.

Своим Воскресением Христос явил доказательство того, что и все другие люди могут воскреснуть. «Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершим бысть» (1 Кор. 15, 20). Кроме того, в момент смерти Христос нисходил и в ад, для того что-бы освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия. Это освободительное сошествие во ад часто изображается на иконе Пасхи.

После Воскресения Христос 40 дней – до Вознесения – пребывал с учениками. Поэтому и праздник Пасхи празднуется в течение 40 дней, и все это время православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Светлая седмица

Неделя, начинающаяся днем Воскресения, называется Светлой седмицей. Пост кончается. Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо: яйцо – символ новой жизни – стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Поминовение усопших в дни Пасхи

В церковном календаре есть дни особой радости, а есть дни поминовения усопших. На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости победы Христа над смертью, в храмах отменяются все заупокойные богослужения, кроме отпеваний. Но даже отпевание умерших совершается по особому пасхальному, радостному чину.

Обычное поминовение усопших возобновляется с Радоницы – вторника второй недели после Пасхи, когда православные после церковной молитвы об усопших, посещают кладбища.

Песнопения Святой Пасхи

Стихира, глас 6.

Воскресение Твое, Христе Спасе, / Ангелы поют на небесех, / и нас на земли сподоби / чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь, глас 5.

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу, / и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! / и Твоим апостолам мир даруяй, / подшим подаяй Воскресение.

Как подготовиться к Исповеди и святому Причащению

Исповедь – это таинство Церкви, в котором через молитву священника христианин, кающийся в своих грехах, невидимо получает прощение от Самого Господа Иисуса Христа. Священник не имеет права открыть тайну исповеди, но и кающийся не должен скрывать свою духовную болезнь – грех.

Чтобы лучше понимать, что является грехом, можно читать книги «В помощь кающемуся» и т.п. В первую очередь, грех отлучает грешника от Источника жизни и любви – Бога. Таинство исповеди позволяет примирить человека с Богом и восстановить связь с Ним. К исповеди нужно готовиться заранее, вспоминая и, если необходимо, записывая свои грехи. О времени совершения исповеди в храме можно узнать у сотрудников храма.

Но надо помнить слова учителя покаяния, Про-рока Иоанна Крестителя: «Сотворите же плод, достойный покаяния» (Мф. 3:8), - то есть сделайте, все, чтобы грех не повторился, чтобы загладить зло делами, противоположными ему.

Причащение – это таинство Церкви, в котором верующий, под видом хлеба и вина, причащается ради вечной жизни Тела и Крови Христа. Об установлении этого таинства см., напр., Лк. 22:19-20. Христос учил, что «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53, 56).

Желающий причаститься должен приготовиться к этому постом, молитвой и покаянием. Меру поста лучше определить со священником. Кроме утренних и вечерних молитв необходимо прочитать дома каноны Спасителю, Богородице, Ангелу хранителю (в Пасхальные дни вместо этих канонов читается пасхальный канон, а вместо утренних и вечерних молитв – часы Пасхи) и Последование ко Святому Причащению. После полуночи надо воздержаться от еды и питья. Перед причащением необходима исповедь. Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Миссионерский отдел Петрозаводской и Карельской епархии Приглашаем на православные курсы «Ступени» и «Азбука веры» - по понедельникам в 19.00, ул.Правды, д.5 https://vk.com/stupeniorthodox

В рамках данного курса можно не только послушать выступающего, но и задать свой вопрос, а также принять участие в обсуждении темы или поделиться своим опытом веры. Перед началом занятия, в 18.45, организуется чаепитие.

Масленица

«Сие время есть покаяния…» Последняя седмица перед Великим постом носит название «сырная», т.к. на этой седмице церковный устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешает вкушать сыр и другие молочные продукты и яйца даже в среду и пятницу. В народе ее называют «масленица». Важно помнить, что Масленица – это подготовка к посту и изобилие блинов в это время не имеет смысла для тех, кто поститься не собирается. Но и для тех, кто будет поститься, неуместны объедение, пьянство и безумное веселье. Попутно заметим, что сжигание чучела – чисто языческая традиция.

Но определенная еда – лишь незначительная часть подготовки. Гораздо важнее подготовить душу. В воскресенье накануне Масленицы в храмах читается Евангелие о Страшном суде (Мф.25:31–46), т.е. об окончательном определении вечной участи каждого человека. Как видно из евангельского отрывка, это зависит, прежде всего, от умения любить ближнего.

«31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в му'ку вечную, а праведники в жизнь вечную».

В храмах на «сырной» седмице начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина IV века с земными поклонами:

«Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

А.С.Пушкин любил эту молитву и написал ее стихотворное переложение: «Отцы пустынники и жены непорочны…».

В среду и пятницу Масленицы богослужение уже великопостное. Литургия не совершается. В среду на вечерне поется стихира: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия…». Великий пост – это весна человечества, т. к. очистившаяся от грехов душа получает возможность благодатного развития. Суббота посвящена памяти всех «мужей и жен подвигом поста просветившихся», то есть, тех святых, которые достигли рая с помощью поста и покаяния.

Прощение

Последний день Масленицы называется в народе Прощёное Воскресение. Его литургическое название «Изгнание Адама из рая» объясняет, для чего мы постимся. Человек был создан для блаженной жизни в раю и развития в общении с Богом. Грех лишил нас рая. Существование на земле стало изгнанием. Христос превращает нашу жизнь в обратное паломничество к небесному Отечеству. В начале Поста мы призваны понять трагедию Адама. Надо поставить правильный диагноз своих бед – греховное повреждение.

Пост полагает начало освобождению от порабощения греху. В библейских чтениях Прощеного воскресения говорится об условиях этого освобождения (Рим. 13:11-14:4; Мф.6:14–21). Первое: освободить дух от диктаторской воли плоти. Для этого мы отказываемся от излишка пищи. Но этого недостаточно; нужно в принципе отказаться от того, чтобы считать желания нашей падшей природы нормальными: «попечения о плоти не превращайте в похоти». Нужно усилить борьбу со страстями, которые, как черви, паразитируют на человеческих силах, эмоциях и талантах. Это чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, уныние, гордыня со своими дочерьми осуждением и презрением, пьянство, курение, пристрастие к играм, интернету и т.п. Далее, надо, чтобы пост не был лицемерным. Мы должны «явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне». Еще одно обязательное исцеления души – прощение: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Грех разделяет и порождает распад, смерть. Нужно возвращение к согласию через прощение.

Пост начинается с вечерни этого воскресения. После Входа священнослужитель возглашает великий прокимен Поста: «Не отврати лица Твоего от отрока (=слуги) Твоего, яко (потому что) скорблю, скоро услыши мя: вонми души (=услыши душу) моей, и избави ю (=ее)». Мы как бы стоим перед раем, сознаем свою принадлежность к нему, но сознаем также, что изгнаны из этого Царства. Только Бог может вернуть нас, но грешник может и райский сад превратить в пустыню. Чтобы вернуться, нужно исцелиться.

И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, слышен постный напев. В конце службы молящиеся просят прощения друг у друга. Нам предстоит сорокадневный путь, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

***

В этом паломничестве усилим наши молитвы, чтобы не только «приоторваться от земли», но и «ухватиться за небо». Следует читать слово Божие – Библию: пусть Пост станет временем духовной учебы. Нужно также очистить свою душу на таинстве Исповеди и укрепить и оживотворить ее на литургии в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых. Для больных душевными и телесными недугами Церковь (в дополнение к Исповеди и Причастию) во время Поста также предлагает таинство Соборования, во время которого прощаются и забытые грехи.

***

Храм великомученика и целителя Пантелеимона г. Петрозаводска

Телефоны (8142) 59-43-31, 8-911-409-03-13

Обычное расписание: Пн.-сб. 8.30 исповедь, 9.00 (утреня+) литургия

Вскр. 7.00 ранняя литургия, 9.30 исповедь, 10.00 поздняя литургия,

12.00 воскресная школа для взрослых и детей

Приглашаем также на занятия по Библии и основам православной веры для взрослых «Азбука веры». Группа ВК «Миссионерский отдел Петрозаводской епархии» https://vk.com/missia.petrozavodsk

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru