ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


К 119 — летию открытия Олонецкого епархиального свечного завода

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Было время, когда без свечи невозможно было представить повседневную жизнь.

О том, кто изобрел свечу, ничего неизвестно. Нет ни фактов, ни документов. Существуют легенды, догадки и записи в колдовских книгах. Быть может, поэтому вокруг этого предмета существует такая магическая загадочность. Хотя, как и другие вещи, свеча имеет свою историю возникновения.

Сначала люди использовали для освещения жилища лучины из смолистой древесины или пучки веток, пропитанных смолой, салом или маслом, а примерно в VI-VII вв. до н.э. появились лампы, наполненные касторовым или оливковым маслом, в котором плавал фитиль из льна, пакли или камыша.

Первые упоминания о прообразе современной свечи появились около 5000 лет назад и относятся к Древнему Египту. Из письменных источников известно, что там для освещения использовались факелы, изготовленные из сушеного тростника или камыша, пропитанные топленым животным жиром. Два тысячелетия спустя появляются сведения о применении первых фитилей, изобретенных в Древнем Риме.

Изготавливали их из скрученного папируса, который опускали в сосуд с растопленным жиром. Чаще это были напольные светильники, представлявшие из себя треножник с наполненной жиром чашей и фитилем. У других народов были свои прототипы современной свечи. В Китае в качестве фитиля пользовались скрученной рисовой бумагой, а вместо воска использовали смесь из насекомых и злаковых растений. В Индии горючую составляющую приготовляли из плодов коричного дерева, а в Японии тех времен – из орехов. В Европе свечи широко использовались при религиозных обрядах и изготавливались в основном при церквях. Настоящие свечи церковные и сегодня изготавливаются не на заводах, а в самой церкви. Технология производства свечей существенно не менялась, но потребность в них росла, и в Европе XIII века появились целые гильдии свечных мастеров и множество маленьких специальных свечных магазинов. Наконец, в XV веке во Франции стали использовать литейную форму для приготовления свечей. В XVI веке появляется альтернатива животному жиру – пчелиный воск. Сделанные из него свечи не чадили, горели дольше и ярче, без неприятного запаха. Но и цена их была доступна только обеспеченным слоям населения и церкви, основная часть населения продолжала пользоваться дешевыми свечами на основе животных жиров. Получение новых видов воска Тем временем в Америке научились получать воск путем кипячения плодов некоторых местных деревьев. Свечи, сделанные из этого воска, также не имели неприятного запаха и меньше дымили, но сам процесс изготовления воска этим способом был слишком трудоемок, и такие свечи не прижились. Также аналогом такого способа получения воска является Японский воск. В конце XVIII века развитие китобойного промысла дало толчок и в свечном производстве. Люди научились извлекать спермацет из спермацетового мешка, расположенного в голове кита. Так же как и пчелиный воск, спермацет не давал побочных эффектов при горении, и при этом стоил недорого. К тому же, он был более тугоплавким, и, соответственно, качество свечей из него было выше.

Во Франции в 1820 году Мишель Швероль сумел извлечь из животного жира стеариновую кислоту, из которой стали изготовлять стеарин, используемый в производстве свечей до сих пор. В 1834 году Джозеф Морган изобрел аппарат для массового производства свечей. Конструкция состояла из цилиндра и движущегося пистона, автоматически вынимавшего готовые свечи из машины. В 1850 году химики смогли выделить из нефти парафин, из которого с добавлением стеарина и производится большая часть современных свечей.

Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Осознавая важность этого элемента церковного обихода, епископ Олонецкий и Петрозаводский Анастасий (Опоцкий) повелел создать в Олонецкой епархии отдельный завод по производству церковных свечей. До этого епархиальные храмы снабжались либо кустарной продукцией, либо привозимой из Петербурга. И вот 31 марта 1902 года в Петрозаводске начал действовать завод по производству восковых свечей для церквей Олонецкой епархии. Благодаря самоотверженному труду работников этот маленькое предприятие выпускало до двух тысяч экземпляров свечей в год. К сожалению Олонецкий епархиальный свечной завод просуществовал недолго. Уже в 1918 году он был национализирован Советским государством и переоборудован на производство иной продукции.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам интернет – портала «Православие. Ру», 2021 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru