ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


Православие – душа нашего края!

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

Мы привыкли жить в современном обществе, не обращая внимания на то, что нас окружает, на то, что мы считаем обыденным и привычным, к такого рода «привычке», мы можем отнести и Православие. Мы привыкли считать себя православными, но часто не задумываемся, что для нас это значит, что вообще мы знаем о своей религии, о своей культуре, о своих корнях? Если с историей древней Руси, мы более-менее знакомы, по крайней мере о крещении Руси слышал каждый кто заканчивал общеобразовательную школу, то вот о крещении собственного народа (автор имеет ввиду в первую очередь карел) мало кто знает. Нельзя дать определение Православию за несколько минут, но мы попытаемся понять, что же оно значит для нас, для наших братских народов - карел, финнов, вепсов.

Православие стало появляться на территории современной Карелии с приходом на нее Новгородских охочих людей, искавших новые земли для занятия сельским хозяйством, отловом пушнины и новых торговых путей. Земли между Ладожским и Онежским озерами, привлекали своим мягкими природными и климатическими условиями. Первое упоминание об Олонце обнаружено в уставной грамоте князя Святослава Ольговича и датировано 1136/1137 годом, однако при проведении анализа данного документа историки пришли к выводу, что данная грамота относится к более позднему периоду, примерно к XIII веку (до 1262 года) . В ней давалось право новгородским епископам получать десятину с Обонежских земель, фактически передавая эти земли в Софийскую казну , а также о становлении на этих землях церковной погостной организации. В пользу этого утверждения также говорит и то, что Православная Церковь не взимала налог с язычников, а массовое крещение карел произошло в период княжения Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) в 1227 году. Вот что говорится об этом событии в Лаврентьевской летописи: «Того же лета [6735] князь Ярослав Всеволодович послав крести множество корел, мало не все люди» , этот факт так же говорит в пользу того, что грамота была издана в более поздний период. Как мы видим из летописи, карелы охотно приняли новую Веру. Тут надо немного знать характер карела, который может объяснить почему все охотно приняли Православие, дело в том, что карелы сложно сходятся с незнакомыми людьми и долго к ним присматриваются, испытывая их, но если карел кого принял в свое сердце, то лучшего друга не найти.

Так Новгородцы пришлись по сердцу карелам об этом свидетельствуют множественные походы на шведов, участие карелов и ижор в походе святого благоверного князя Александра Невского против шведов и явление святых князей Бориса и Глеба одному из них.

Православная Вера легла на благодатную почву. Вот как описывается Рождение Христа в эпосе Калевала:

Марьятта, малютка-дева,

Начинает горько плакать.

Говорит слова такие:

"Вот должна теперь идти я,

Как поденщица какая,

Как наемная рабыня,

На спаленную поляну,

На траву в лесу сосновом!"

В темный хлев в лесу сосновом,

В домик Тапио на горке. <…>

И, когда дошла до места,

Говорит слова такие:

"Надыши, конек мой милый,

Надыши, моя лошадка,

Сделай теплый пар, как в бане,

Теплоты побольше дай мне,

Чтоб покой нашла бедняжка,

Чтоб была несчастной помощь".

Надышал конек тот добрый,

Надышал тот жеребенок

На страдающее чрево:

И, когда дышала лошадь,

Стало жарко, словно в бане,

И пары сгустились в капли.

Марьятта, малютка-дева,

Та стыдливая девица,

Покупалась там довольно,

В том тепле омыла чрево.

Родила на свет сыночка,

И невинного младенца

К лошади кладет на сено,

В ясли к ней, прекрасногривой.

А затем сынка обмыла

И в пеленки спеленала,

Положила на колени,

На своем укрыла лоне.

Скрыла милого сыночка

И питала дорогого,

Это яблочко златое,

Этот прутик серебристый.

На руках своих кормила,

На руках своих качала.

Положила на колени,

На своем укрыла лоне,

Начала головку гладить

И волосики чесала.

Как красиво описывают это Великое Событие, карельские рунопевцы! Далее происходит описание Крещения:

Крестит мальчика тот старец

И дитя благословляет:

"Карьялы король да будешь,

Власти всей ее носитель!"

Так Православие закрепилось в карельском народе, вошло в сердце и стало неотъемлемой его частью! Дальнейшая история показала, что Православие, для карельского народа, не пустой звук! Мало кто знает, что в Карелии была своя чудотворная икона Божией Матери «Олонецкая» (память 20.11). Об этой иконе в Агиологии востока архим. Сергия сказано, что «20 ноября празднуется Олонецкия Божией Матери», и более нет никаких сведений» . Сонм карельских святых воссиял на Небе Царя Славы: преподобному Александру Свирскому, вепсу по национальности, явилась Святая Троица, уникальное события для всего мира и единственное в Новом Завете, преподобный Афанасий Сяндемский, родом Олончанин продолжил распространение веры среди соотечественников, Елеозар, Евмений и Назарий Олонецкие, не прославлены в лике святых, но оставшиеся в памяти народа, как люди святой жизни и множество других святых в земле Карельской просиявших несли Веру Христову ни князья, ни промышленники, совершавшие в эти земли экспансии для своих торговых целей и приводившие с собой священников для распространения христианства, не смогли сделать столько, сколько сделали для этого простые пустынножители.

Эти бескрайние лесные просторы привлекли к себе внимание тех благочестивых людей, кто устал от общественного уклада жизни, от городской суеты и искал мира и упокоения своей душе. И чем пустыннее была земли, на которой они селились, тем сильнее крепла в них вера и чувство присутствия Бога. С верой в сердце, молитвой на устах и крестом в руках несли они Слово Божие в эти дикие места, освящая их своей святой жизнью, которая впоследствии стала называться житием.

Когда встает вопрос о том, что такое Православие для карела? Можно смело ответить - это его Душа! Когда у наших предков встал вопрос отказаться от Православия, предать дружбу и жить относительно комфортно, то они предпочли покинуть свою Родину и переселиться на пустынные земли Твери, но остаться верными своей Вере, так появились Тверские Карелы!

Храните Веру Православную, в ней же нам утверждение!

27.04.2021 г. иерей Симеон Ряппиев.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru