ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления |  E-mail


К 76 – летию восстановления прихода Екатерининской церкви.

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

По указу Екатерины II 21 марта 1777 г. на карте России появился губернский город Петрозаводск. Петровская слобода, преобразованная из заводского поселка, получила новый статус и название. Это была важная веха в жизни Карельского края, и столетие царского указа не прошло в Олонецкой губернии не замеченным. В марте 1877 г. Петрозаводская городская дума постановила отметить юбилей строительством деревянного храма св. великомученицы Екатерины – покровительницы горных ремесел (память 7 декабря н. ст.), чье имя носила императрица – учредительница города Петрозаводска. Место для него выбрали на левом берегу реки Неглинки, на старообрядческом кладбище.

Проект церкви утвердило строительное управление Олонецкого губернского правления. Строительный комитет возглавил гласный Думы купец Е.К. Софушкин и городской голова Н.Ф.Пикин. Руководил всеми работами казначей комитета М.А. Поспелов. Распорядительный хозяин, он затем долго еще заботился о храме: несколько раз подряд его избирали церковным старостой.

Для православного населения города строительство новой церкви, которое обошлось около 7 тысяч рублей, стало делом всеобщим. Посильное участие в нем приняли все сословия – мастеровые, мещане, купечество, чиновники, городские власти, духовенство. 3000 рублей внес из личных капиталов купец второй гильдии Е.К. Софушкин. Егор Константинович не был богатым предпринимателем. Незадолго до описываемых событий он лишился любимых дочери и жены. Своим первым взносом на храм он исполнил данный после смерти дочери Богу обет – поставить часовню на месте ее упокоения. Около двух тысяч рублей, строительные материалы и церковную утварь пожертвовал почетный гражданин Петрозаводска В. Громов, петербургский купец, владевший Соломенским заводом. Свою лепту внесла и Городская дума, выделившая 400 концов леса из городских запасов. Из бревен, которые были бесплатно отпущены Городской думой, были сложены стены храма-памятника.

В день торжественной закладки деревянного храма епископ Олонецкий и Петрозаводский Палладий с соборным духовенством совершил водосвятный молебен и освятил место строительства. В основание Святого престола была положена доска с надписью: «Храм сей во имя святой великомученицы Екатерины начат с благословения Преосвященнейшего Ионафана, а заложен 22 мая 1877 г. Преосвященнейшим Палладием, в царствование государя императора Александра II в память столетия переименования императрицею Екатериною Петровской слободы в город».

Строителем новой городской церкви был Михаил Иванович Марков, инженер-технолог Александровского завода, по чертежам и планам которого в Петрозаводске были построены многие казенные и частные здания. Деревянную, теплую церковь, рассчитанную на 150 человек, построили на каменном фундаменте. Основание храма с алтарем восьмиугольной формы и с небольшими выпусками с южной стороны представляло изображение креста.

Строительство храма продолжалось все лето и завершилось в ноябре 1877 г. Освящение церкви наметили в день святой великомученицы Екатерины, 24 ноября 1877 г. (по старому стилю), но заказанные в Санкт-Петербурге иконы для церковного иконостаса из-за бездорожья не подвезли в срок. Торжество пришлось отложить, и лишь в начале следующего, 8 января 1878 г., Преосвященный Палладий вместе с соборным духовенством освятил новую церковь.

Уже с 1906 г. богослужения в Екатерининском храме совершались ежедневно. А в 1896 г. при церкви была основана церковно-приходская школа. Однако со времени постройки церковь не имела самостоятельного причта, и все требы в ней совершались духовенством Свято-Духовского кафедрального собора, построенного на Соборной площади города на семь лет раньше. И только в 1910 г. Священный Синод постановил «при Екатерининской церкви учредить штат причта в составе священника, дьякона и псаломщика с жалованием от казны».

Судьба храма резко изменилась после революции. Декрет о религиозных обществах, изданный в январе 1918 г., формально предоставлял храмы в бесплатное пользование верующим. Соответствующий договор с местной властью подписали и постоянные прихожане Екатерининской церкви. Но этот же декрет лишал все религиозные объединения юридических и имущественных прав, открывая полный произвол государства в отношении верующих и духовенства.

Спровоцированный властями в 1922 г. обновленческий раскол увел за собой лишь часть православного населения, которое в своем большинстве сохранило верность Патриаршей Церкви. С 1924 г. Свято-Духовский собор и Александро-Невский заводской храм Петрозаводска принадлежали верующим патриаршей ориентации, а две кладбищенские церкви стали обновленческими. Но в 1929 г. в Карелии начинается «массовый безбожный поход», жертвами которого в столице республики стали оба патриарших храма.

Приходской совет Свято-Духовского собора, не имея надежды сохранить его от закрытия, обратился 7 февраля 1930 г. в наркомат внутренних дел КАССР с просьбой «в случае отобрания кафедрального собора предоставить для верующих одну из кладбищенских церквей города Петрозаводска». И НКВД, «уплотнив» обновленцев, передает меньшую из кладбищенских церквей – Екатерининскую – патриаршей общине. Так едва ли не впервые в России в деревянную церквушку на кладбище переносится кафедра епископа обширной самостоятельной епархии.

Двадцатилетие своего прихода к власти большевистский режим отменил вакханалией террора. На примере Екатерининской церкви можно проследить, как раскручивался маховик репрессий. 10 июля 1937 г. был арестован настоятель протоиерей Николай Надежин, «исполняющий обязанности епископа» (следовательно, самого епископа в Петрозаводске уже не было) Ему приписали руководство «контрреволюционной повстанческой организацией» церковников: по этому делу привлекли 97 человек. Среди них 2 сентября арестовали еще одного клирика Екатерининской церкви – протоиерея Николая Богословского, а 3 октября – протодиакона Павла Молчанова. Они были приговорены к расстрелу тройкой НКВД 2 и 4 ноября. 9 декабря по обвинению в «систематическом проведении контрреволюционной агитации» был арестован последний священник Екатерининской церкви – иеромонах Мефодий (Любицкий). Смертный приговор был вынесен ему 31 декабря, а приведен в исполнение 11 января 1938г. К 60-летию Екатерининской церкви с ее духовенством было покончено...

Более трех лет верующие не допускали закрытия храма: выплачивали налоги, собирались в него на молитву, сами, без священников, отправляли некоторые богослужения. Но накануне Великой Отечественной войны, 3 июня 1941 г., Верховный Совет Карело-Финской ССР утвердил решение о снятии Екатерининской церкви с регистрации. С первых недель войны возрождение храмов на оккупированной территории приобрело столь широкий размах, что сталинский режим был вынужден признать право религии на существование. Во многих храмах, восстановленных верующими в годы оккупации, богослужения продолжались и после Победы. Но в Карелии религия по-прежнему оставалась люто гонимой. Если в 1949 г. в республике действовало 10 церквей, то к середине 50-х годов их число сократили до 6, а в 1962 г. власти закрыли еще две церкви.

Однако Екатерининская церковь Петрозаводска избежала повторного закрытия. Более того, в послевоенные годы она украсилась богатым иконостасом с копиями известных икон Владимирского собора Киева, перевезенным сюда с западного берега Онежского озера, из церкви села Вехручей. Старый иконостас был бережно сохранен и после недавнего капитального ремонта храма.

Когда-то в 25 – 30 метрах восточнее Екатерининского храма, на пригорке, стояла небольшая деревянная часовня. После революции ее стали использовать в хозяйственных целях, а в конце 20-х годов снесли. Община Екатерининской церкви эту потерянную городом часовню восстановила по эскизу петрозаводского архитектора Вахромеева, который в ее архитектурном облике использовал элементы и детали традиционных деревянных часовен Заонежья. Здесь теперь постоянно совершаются молебны, крещение и отпевания.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2021 год.

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru