ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


Что такое обряд и в чем его смысл

СТУПЕНИ, ВЕДУЩИЕ К БОГУ

Сегодня, по словам одного православного архиерея, от многих людей часто приходится слышать, что они с радостью пришли бы в православный храм, ибо чувствуют, что в его стенах обитает Правда. Но смущаются тем, что многое трудно, неадаптировано к их пониманию. Как развеять эти ложные сомнения? Не Церковь "устарела", а мы одичали, очень далеко уйдя от нее. И нужно, во-первых, приложить труд, чтобы понять Церковь, увидеть ее неисчерпаемое духовное богатство, чтобы понять, например, зачем в Православной Церкви существует столько обрядов. Многие сами себя убеждают, что обряды, дескать, давно уже устарели и обветшали. А на самом деле эти люди даже не знают, что же такое обряд и в чем его смысл?

Обряд - это оболочка, одежда догмы, видимый покров незримой тайны, незримой истины, живое тело живой души. В него надо вглядеться, войти вглубь, чтобы его сила ожила для сердца. Ведь душа обряда вечно жива: «Обряд не может убивать духа. Дух создал его, и, как воспоминание о прежде пережитом религиозном настроении, он снова будит это настроение, и, если душа не спит, внешность и обряд снова одухотворяются для человека и становятся для него силой животворящей». Обряд это те ступени, по которым миллионы верующих шли к Богу.

То, что скрыто за одеждой обряда, не в состоянии постигнуть только люди, равнодушные к самой религии, посещающие храм только изредка, остающиеся в нем всего на несколько минут. Это люди душевные, а не духовные, к ним относятся слова св. Апостола: «Душевен человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть, зане духовне востязуется» (1Кор., 11: 14)

Возьмем, например, такой обряд, как поклоны. Зачем это чисто механическое движение? В этой связи приведем из «Луга духовного» рассказ, в котором поклоны своей внутренней силой вскрыли спавшее в душе сознания греха.

Однажды пришел к авве Иоанну крестьянин и, рассказав про свою крайнюю нищету, просил у него в долг номисму (4 руб). Старец сжалился над ним и занял денег в обители. Однако прошло два года, и крестьянин не являлся. Блаженный авва между тем узнал, что крестьянин ведет беспечную жизнь и не радеет о своей семье. Долго думал старец, как помочь горю. Призвав своего должника, он сказал ему:

Возврати же мне долг, брат!

Видит Бог, нечем мне заплатить тебе!

А я вот помогу тебе уплатить. Теперь еще не скоро наступят полевые работы...

Что ни прикажешь, я все исполню.

Когда только ты будешь свободен дома, приходи сюда и клади по тридцати поклонов, я буду давать тебе за всякий раз по керате (18 коп).

И стал крестьянин очень часто приходить в монастырь и вместе со старцем класть земные поклоны.

Зачем ты это делаешь? — спрашивали старца. — Полезны ли для крестьянина одни земные поклоны? Ты бы лучше вразумлял его... Мы думаем, что он христианин и сам знает свои обязанности.

Духовная жизнь в нем угасла. Молитва оживит его веру и дух благочестия.

Но ведь он пока кладет только поклоны.

Плоду предшествует цвет, цвету — лист, листу — почка и оживление ветвей... Не знаете ли, что дар молитвы — плод? Много нужно потрудиться, пока этот плод созреет. Поклоны — это первая окопка деревца... Человек не мертвое орудие, а живое существо: среди поклонов проявятся начатки молитвенного духа… По капельке малой, малой, как живительный дождь, снизойдет молитвенный дар… Как тому, кто не знает алфавита, вы дадите читать книгу?

И старец доказал свою правоту делом и продолжал упражнять крестьянина в поклонах. Когда бедняк был голоден, старец делили с ним братски трапезу и отпускал его домой, нагрузив сухарями на все его семейство. Это было до тех пор, пока не составилась сумма в 24 керата. Крестьянин возвратил долг старцу. Но мы видели и потом этого крестьянина у старца. Он приходил уже добровольно молиться с ним… В деньгах крестьянин перестал нуждаться, потому что с той поры начал трезвую, трудолюбивую жизнь.

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

НА ГЛАВНУЮ