ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Праздники | Новости | ГостеваяОбъявления  | E-mail


И МЕСТО БИТВЫ - СЕРДЦА ЛЮДЕЙ

oleg.jpg (2303 bytes)         На вопросы нашего корреспондента отвечает священник Крестовоздвиженского храма Олег ЕВСЕЕВ, возглавляющий в Петрозаводской и Карельской епархии отдел религиозного образования и катехизации.

        - Отец Олег, вы получили профессию врача, а стали священником. Как это произошло?
        - Хотя в Бога я верил всегда, но в детстве не был крещен и не ходил в церковь. Первое знакомство с церковью произошло в 1984 году на первый взгляд чисто случайно: попав под дождь на Неглинском кладбище в Петрозаводске, я укрылся в Екатерининском храме. Тогда на меня буквально страх напал... А потом интерес проснулся к тому, что же происходит здесь, внутри церкви. Буквально через год я покрестился. Но прошло еще несколько лет, прежде чем я осознал, почему Церковь необходима человеку, потому что дает правильную веру в Бога. Понимание этого пришло ко мне и во время моей лечебной практике. Бывали у меня такие случаи, когда одному человеку наше лечение помогало, а другому нет. Это и навело меня на мысль, что исцеление болящих происходит только с помощью Божией. Вот я и задумался всерьез, как же мне стать врачом духовным. С тех пор, с 1989 года, служу в храме. Сначала был звонарем, потом иподиаконом, а в сан священника меня рукоположили в 1994-м.

        - Что же такое священство - должность, призвание?..
        - Служение! Священник – преемник апостольского служения в Церкви Христовой, он облечен властью от Бога, он рождает в человека а в вере.

        - Однако современный человек чаще всего относится к священнику без должного почтения. Что этому содействует в первую очередь?
        - Негативное отношение к священнику формировалось не только в советское время. Этот процесс начался еще задолго до революции. Вспомните хотя бы литературу XIX века, когда батюшки в произведениях обычно изображались толстыми, пьяными и безграмотными... Но нельзя же по каким-то отдельным представителям судить обо всем духовенстве. Ведь бывают и пьяные хирурги, и прохиндеи-коммерсанты, однако разве можно так обобщать: мол, все хирурги - пьяницы, а все коммерсанты - обманщики? Точно так же не стоит переносить на все священство частные негативные случаи
        Современные священники - в большинстве своем люди высокообразованные. Некоторые имеют даже не одно, а два высших светских образования. И потом, важно то, как воспринимают люди священника: всего лишь как своего собеседника или как человека, который знает о Церкви больше, чем они или видят в нем связующее звено с Господом, осязаемое и в то же время непостижимо таинственное. От такого подхода и зависит благоговейное отношение к священнику, который непосредственно доносит человеку силу Божию, помогающую ему жить.

        - Сейчас часто приходится слышать, что стало очень тяжело жить. Как, по-Вашему, мы действительно живем нынче в самый тяжелый период истории?
        -Это еще неизвестно. Вспомните хоть 20-е годы ушедшего уже XX столетия, когда священников расстреливали или ссылали на Соловки, а верующих обычно лишали работы и детям их не давали возможности учиться в вузах... "Тяжесть" нашего времени в ином. Проповедовавшийся долгие годы тотальный атеизм лишил наше общество веры в Бога. Люди, утратившие спасительную связь с Православием, бросились заполнять образовавшийся духовный вакуум новомодными веяниями - западными вероучениями, мистикой: экстрасенсами, биоэнергетиками, гадалками, магами, телепатами, гипнотизерами... Дело в том, что растерянный, духовно опустошенный человек готов связаться с кем угодно, чтобы сблизиться с чем-то таинственным, якобы небесным, от которого он ждет облегчения и быстрой "помощи" в своих житейских неурядицах. Но ведь духовность бывает и темной. И в этом как раз таится главная опасность нашего времени.
        Вроде бы нет явного насилия над человеческими душами, однако есть такой вот обман - полно волков в овечьих шкурах, расшатывающих психику человека. И к сожалению, большинство людей предпочитают верить гороскопам, приметам обращаться к оккультистам, а в церковь не идут. От этого жить им становится еще тяжелее. А вообще-то земная жизнь никогда легкой и не была, потому что мир наш лежит во зле. Достоевский правильно сказал, что Бог борется здесь с диаволом, и место битвы - сердца людей. Ждать от этого особых радостей, по крайней мере, наивно.

        - Как Вы считаете нужно воспитывать сегодня наших детей так, чтобы и Отечеству была польза, и родителям утешение?
        -Самое важное, чтобы с самого детства ребенок узнал Бога и познал страх Божий. Не то, чтобы просто боялся Его по привычным земным представлениям, но боялся бы именно как Отца всевидящего, боялся бы Его обидеть или вовсе прогневить своим поведением. Когда ребенок будет знать, что на каждый его поступок смотрит Бог, то, наверное, уже какой-то пакости не сделает. И ни в коем случае нельзя думать, что воспитанный в православном духе ребенок чем-то заметно отличается от других детей, будто бы любой его, бедного да безответного паиньку, обидеть может. Вовсе нет. Это такие же обычные дети - живые, активные, непоседливые... И в школе учатся, и играют, бегают, прыгают, как все. Но вот уж гадость кому-то они вряд ли сделают, на какие-то греховные "подвиги" их уже не потянет, или, например, наркоманами они наверняка не станут. Главное, чтобы спасительный страх Божий в каждом человеке был.

        - Мне вспоминаются собственные первые посещения церкви: пришла, свечку поставила, потопталась да и ушла... Нужны ли такие вот "заглядывания" в храм?
        - Судите сами: раз-другой Вы в церкви "потоптались", а сейчас уже стали постоянной прихожанкой. Так же и каждый человек все-таки к Богу приходит, пусть не сразу, конечно, но общение с Церковью ни для кого не проходит бесследно. В храме на людей особым образом воздействует благодать. Часто приходится слышать: дескать, просто зашли, постояли в церкви, ни с кем не общаясь, а вышли - на душе вроде и легче стало.

        - И все-таки не стало ли нынче хождение в церковь своеобразной модой?
        - Так можно сказать разве что в отношении больших церковных праздников. Хотя тоже с большой оговоркой. Чаще всего я вижу, что люди приходят в храм с пониманием того, что в нем собираются, чтобы помолиться Богу. А те, кто еще не умеет этого делать, стоят и внимательно слушаются, пытаясь понять суть происходящего. Рано или поздно они поймут глубину, красоту и спасительную силу церковного богослужения. И это очень удивительно и замечательно, между прочим...

        - Отец Олег, Вы читаете   курс "Основы Православия" в ПетрГу и педагогическом университете, возглавляете отдел религиозного образования и православный центр епархии, сами ведете занятия в воскресной школе, на которых я сама бываю постоянно. Насколько важным Вы считаете то, чем заняты?
        - Вот уже седьмой год я исполняю это послушание. И всегда говорю только о том, во что сам искренне верю, чем сам живу. Потому, наверное, весь "учебный материал" сначала проходит через мое сердце. Вряд ли я был бы столь же убедителен, если бы вел какой-то другой предмет. А разговор о Xристе мне действительно близок и дорог. Потому, наверное, после занятий мне задают столько много вопросов. Люди истосковались по истинно духовным ценностям. Сейчас, конечно, издается много хорошей духовной литературы, можно приобрести труды Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Кронштадтского... Но ведь русский человек любое поучение пытается понять, соотнося со своим состоянием. Его не могут удовлетворять советы современных психологов, часто противоречащие заповедям Божьим. Все больше людей хотят услышать слово истины из уст священников. Тут, видимо, сказывается не только тяга к общению с духовными лицами, но и понимание того, что любой совет священника дается по молитве к Богу. В особенно трудной ситуации и сам порой не знаешь, чем поддержать человека. Тогда говоришь: давай вместе помолимся - Господь вразумит. Так оно и происходит. Спустя какое-то время с помощью Божией решаются любые сложные вопросы.

        - Можно ли сказать, что возвращени к корням православной веры действительно происходит в нашем обществе?
        -Я это чувствую по своей нынешней загруженности, когда на служение Богу уже не хватает суток. И все-таки, я бы сказал, что процесс этот идет медленно и трудно. Наверное, потому что многое западные миссионеры пытаются разобщить наш народ. А ведь православная Церковь - это понятие соборное. Она собирает тех, кто сам идет к Богу путем истины. И путь этот не лишен некоторых тягот и трудностей и требует от человека усилий, труда и мужества. Бог вам в помощь!

Беседу вела Лариса ШЕСТАКОВА, 2000 год.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru