ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии
Страница Архиепископа
| История | Храмы | Монастыри | Святые | Газета
"Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Праздники | Православный центр | Гостевая | Объявления | E-mail
История Олонецких храмов
В богатом Олонце стояло когда-то много храмов. Судьба их сложилась по-разному, до наших дней уцелело всего 2 - Смоленский и Успенский. Сегодня церковь иконы Смоленской Божией Матери является соборным храмом города. Некоторое время в нем находился краеведческий музей. В газетах уже не раз печаталось о том, в каком печальном состоянии находится собор. Прихожане во главе с настоятелем иереем Михаилом собственными силами восстанавливают его былую красоту. В досоветские времена соборным храмом Олонца был каменный Никольский.
С установлением власти большевиков по всей стране прокатилась кампания по закрытию многих церквей. Большинство храмов и часовен в Карелии были ликвидированы в 30-е годы. Местными властями это представлялось как волеизъявление самого народа. Сначала проводились "мероприятия предварительного характера": устраивались антирелигиозные кампании в прессе, читались доклады и лекции на соответствующие темы ( "Религия как тормоз социалистического развития", "Классовая сущность пасхи" ). Затем проводились общие собрания населения, в ходе которых проходило голосование. Многие в новых условиях жизни по известным причинам предпочитали скрывать свои религиозные чувства и убеждения.
Никольский собор с конца 20-х годов пытались закрыть и устроить в нем Дом просвещения. При соборе тогда была зарегистрирована община верующих, включавшая примерно 350 человек. В архиве сохранился протокол ее заседания, которое состоялось 19 декабря 1930 года. Для того, чтобы оставить в своем пользовании Никольский собор, верующие решили отдать в пользу государства Казанскую церковь.
Тогда же была организована еще одна община верующих при Успенской кладбищенской церкви (на снимке). Для отправления в нем богослужений было решено нанимать причт Никольского собора, который состоял из двух священников и 2 диаконов. Успенский храм оставался открытым все годы советской власти. Характерная деталь - на том же заседании ставился вопрос о дровах. Из-за недостатка денежных средств в церковной кассе верующие договорились добровольно жертвовать свои дрова на отопление церквей.
Еще несколько слов о Казанской церкви. В те времена в с.Олонец интенсивными темпами шло строительство. В 1931 году от местных властей поступило предложение передать одну церковь райпотребсоюзу под столовую для рабочих строителей. Оно подкреплялось следующим соображением: "при настоящей организации питания большевистские темпы строительства не достигаются". Рабочие недовольны, их надо кормить, и здание Казанской церкви как раз подходило под столовую.
В 1938 году было принято постановление о закрытии и сносе двух олонецких деревянных церквей - Тихвинской и Пятницкой. Причины - ветхость и отсутствие ремонта.
Сохранилась статистика о церквях и часовнях Олонецкого района на декабрь 1939 года. На тот момент было закрыто 32 молитвенных зданий, 16 - использовано под учреждения культуры, 8 - снесены или сгорели, 6 - использовано под склады, 2 - пустовало. В апреле 1939 года в Олонецком районе насчитывалось 11 служителей культа, в том числе олонецкий священник Виктор Яковлевич Пономарев, также известно имя церковного старосты - Гаврила Иванович Лукин.
Окончательное решение о ликвидации Никольского собора было принято при активнейшем участии В.И. Клишко. Этот человек сыграл заметную роль в проведении антицерковной политики в Карелии. Долгие годы он являлся председателем союза воинствующих безбожников Карелии. В 1950 году, будучи уполномоченным совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР, он добился закрытия Олонецкого собора. После этого в городе осталось открыта лишь кладбищенская Успенская церковь. Кстати, во всей Карелии благодаря его стараниям уцелело всего 7 действующих храмов
См. также: