ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


«Остров» между отчаянием и спасением

Только что вышедший фильм Павла Лунгина «Остров» – первая в истории кино попытка показать изнутри жизнь в православном монастыре. Сам режиссер говорит, что он хотел исследовать, как просыпается душа в человеке. Северную натуру «Острова» кинорежиссер Павел Лунгин выбрал в городе Кемь, откуда совершаются туристические и паломнические рейсы в Соловецкий монастырь. Это – Попов остров, где в 30-е годы была пересылочная тюрьма, лагеря, теперь – могилы новомучеников. По меньшей мере, там прошло около двух миллионов узников ГУЛАГа.

«Мы построили для съемок церковь, – рассказывает режиссер, – освятили ее, потом подарили эту церковь городу. Сейчас там живет бывший штурман или матрос, который у нас в группе был рабочим. Он оттуда никуда не уехал, там и живет, охраняет церковь. Так что монастырь – это построенная декорация. Она должна напоминать скорее скит. Нечто серое, маленькое, бедное. Действие же происходит в 70-е годы XX века, когда можно было только так потеряться – где-то на островах, в лесах, чтобы не особенно обращали внимание. А северная природа – сама по себе храм. И этот храм природы, этот остров для героя – место молитвы. Есть ведь такая традиция. Например, Серафим Саровский уходил в лес, вешал икону на березу и молился».

Основное действие фильма происходит в отдаленном северном монастыре в 1976 г. Главный герой, монах отец Анатолий (актер Петр Мамонов), больше тридцати лет молится о прощении смертного греха убийства. И при этом ему даны удивительные дары, которые привлекают людей. За исцелением и советом к нему приезжают со всей страны. Он буквально творит чудеса и впечатляюще их обставляет – юродствует по полной программе. Но может вести себя и по-другому. С предельной серьезностью встречает больного мальчика и уж совсем безэмоционально – молодую вдову, «в которой бес». Череда людей, проходящих перед о. Анатолием, – своеобразный портрет России. Монах для них – что-то вроде целителя или колдуна. Разовое чудо они готовы принять, но строить свою жизнь в новой реальности этого чуда не готовы.

«Я думаю, – говорит консультировавший фильм монах КОСМА, насельник одного из московских монастырей, – что фильм вызовет интерес к Православной Церкви. Мой духовный опыт отчасти был связан с фильмом «Андрей Рублев». Этот фильм мне помог, я нашел важные для меня на тот момент ответы. Фильм «Остров» покажет, что есть другая жизнь, покажет, какими путями приходят к Богу.

Было непонятно, как играть некоторые сцены. Очень сложно было снимать молитвы. Не было никакого опыта, никакого примера, ну, кроме Тарковского. Как снимать человека, который молится? Петр Мамонов молился по-настоящему, о своем, а не по сюжету. Была еще одна очень сложная сцена – изгнание бесов. Мы с Павлом Семеновичем еще до съемок поехали в Лавру, он хотел посмотреть, как это бывает, но на этот чин не попали. Зато зашли к двум старцам, побеседовали с ними. Оба благословили Павла Семеновича на этот фильм.

По материалам журнала «Нескучный Сад»

См. также: