ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


НАМ ЗАДАЛИ ВОПРОСЫ
(в гостевую книгу)

"  - Хочу с вашего позволения задать пару вопросов:
1) Начиная с 1988 года в нашей стране идёт усиленная пропаганда православия на всех уровнях. Как вы считаете, не является ли такая политика разрушительной для многонациональной и многоконфессиональной страны? Ведь Россия насчитывает около 100 крупных и мелких национальностей и далеко не все из них являются традиционно православными.
2) Какова ваша правовая оценка сложившейся в России ситуации, когда de facto православная церковь пользуется различными преимущественными правами предоставляемыми ей государством зачастую в ущерб другим конфессиям и мировоззрениям? Ведь Россия по конституции - светское государство, в котором ни одна конфессия не должна пользоваться никакими привилегиями. Не является ли нынешнее положение православной церкви антиконституционным и противозаконным?
3) И наконец не очень приятный вопрос. Как вы думаете - не надоели ли вы народу за последние 10-15 лет? Уж очень назойливо лезете вы и в политику, и в бизнес и во все остальные сферы жизни. Неужели вы сами не понимаете как это бросается в глаза?
Сам для себя я уже давно ответил на эти вопросы. Но интересно было бы узнать мнение священника.
Заранее благодарен за ответ.
С уважением Александр"

МЫ ОТВЕЧАЕМ:

1. Что Вы имеете в виду под словом «пропаганда»? Общественную активность церковных людей, вовлеченность их в жизнь общества, такие сферы церковного служения, как воскресные школы, церковная благотворительность, строительство новых храмов и монастырей? Но после того, как государство перестало враждебно относиться к Православной Церкви и в целом к религиозному мировоззрению, все это обрело, как и в любом свободном обществе, законный статус.

В недавнем своем интервью Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, думаем, в какой-то мере, ответил и на Ваш вопрос: «Нам говорят: православный образ жизни не годится для всех. Он подходит только православному человеку, а в России проживают еще мусульмане, евреи, буддисты и многие другие. Значит, необходимо подобрать нечто такое, что будет приемлемо для всех, универсальное. Например, Запад предлагает нам жить по своему так называемому либеральному стандарту. Мы еще оправиться не успели от семидесятилетнего господства атеизма, а нам уже снова навязывают чуждый образ жизни. У России свой путь. Это надо правильно понимать и не искать рецептов на стороне».

Добавим к этому. Вопрос личной веры – дело сугубо личной совести, свободного и осознанного выбора человека. Церковь не партия, не учреждение и не система. Она - живой организм истины и любви, поэтому никто никого и никогда не сможет сагитировать быть православным. Быть членом Церкви призывает Благодать Божия.

2. А почему Вы считаете, что государство не должно поддерживать Церковь, ни юридически, ни материально? Ведь она имеет на это полное право, потому что поддерживает его основу. Церковь учит, что власть в стране священна, и необходимо начальствам повиноваться. О законопослушности христианина недвусмысленно говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». К гражданскому неповиновению Церковь прибегает только как к самому последнему средству, когда уже все законные средства исчерпаны и только по поводу принципиальных вопросов веры, касающихся спасения, и вопросов нравственных, где компромисс также невозможен.

В государстве Русская Православная Церковь должна стать настоящей опорой духовно-нравственного обновления общества. Ее надо не только освободить от всех налогов, но и серьезно дотировать, потому что основная масса приходов в России - довольно бедные деревенские приходы. Ряд льгот и преимуществ должно иметь и духовенство, поскольку священник - лицо особое. Его служение по устроению церковной жизни нельзя сравнить ни с какой другой земной деятельностью. Это работа по восстановлению человеческой души. Если человек не будет удержан хотя бы в том нравственном состоянии, в котором пребывает сейчас, мир будет обречен на погибель. Это, между прочим, выводы экологов.

3. Почему Вы берете на себя ответственность говорить за весь народ? Что же касается «назойливости Церкви», которая «бросается в глаза», то в таком случае, подобную претензию могут предъявить и Вам лично, ну, например, за то, что существуете и каждый день мозолите глаза своему соседу. Естественно, что его раздражение Вы воспримите, как заблуждение, и постараетесь убедить, что имеете такое же право на жизнь, как и он.

*  *  *

Православная Церковь имеет тысячелетнюю историю в нашей стране. Подавляющее большинство народа нашего было православным. Имеется ввиду страна в ее исторических границах. Весь двадцатый век был для нашего народа веком страдания и насаждения вульгарного безбожия. И тем не менее, мы продолжали жить в традициях православной культуры. Православная Церковь продолжала нести свою миссию в безбожном государстве. Это государство едва терпело Церковь и боялось её, потому что значительное количество наших граждан, думающих и ощущающих себя исторической общностью, поддерживало её.

Другие традиционные конфессии, которые исторически существовали в нашей стране,в рамках тогдашних законов, также осуществляли свою деятельность. Но нужно подчеркнуть - всем Церквам было трудно. Церковная общественность разных конфессий знала свои приходы, и отношение было уважительное. Сейчас состояние хаоса царит во всех сферах жизни нашего общества. Государство едва тянет, и народ его приспосабливается, кто как может. Имеется ввиду прежде всего та часть народа, которая была наиболее "советской". Из-за границы хлынули проповедники с толстыми бумажниками, и многие, позабыв о своих предках и предав их память, стали усердными последователями тех, кого первыми встретили. Казалось бы, для нормального человека, ищущего встречи с Богом, было бы оскорбительным, когда его страну называют "духовной пустыней" (по мнению заморских мессионеров). Но нет, многие с этим согласны, потому что еще совсем недавно, ни о Христе, ни о Его Церкви знать ничего не хотели, считая, что это дело старушек. Сейчас модно, хоть через культ, ощутить свою причастность к человечеству.

Что касается Католической Церкви и её политики в целом, то размышления, изложенные здесь, относятся и к Католической Церкви. Надо помогать, а не сеять разделение, используя слабость государства и кашу в головах его жителей.

Епархиальный информационный отдел.

НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ИЕРЕЙ ОЛЕГ ВИЛКО - НАСТОЯТЕЛЬ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА В ПИТКЯРАНТЕ

1. История Православия в России насчитывает более 1000 лет. За этот период Православие оказало огромное значение в становлении Российской государственности, ее культуры и духовности. Благодаря Православной государственности страну нашу называли Святой Русью. История России и Православия неразрывна и свидетельствует не о разделении, а об объединении народов. Расширяя пределы Русской земли, князья и цари вместе с Православием несли в новые земли образование и культуру. Распространяя евангельское учение, Православная Церковь уважительно относилась к традициям и религиям народов, населявших новые территории. Именно этим можно объяснить сосуществование в Российской империи, в которой Православие было государственной религией, традиционных для некоторых районов России Католичества, Лютеранства, Ислама, Иудаизма и Буддизма.

Можно ли назвать политику дореволюционной России разрушительной, когда к 1914 г. Россия была одним из самых могучих государств в мире? После известных событий 1917 г. Россия становится едва ли не единственным в мире атеистическим государством. Вот с чего поистине началась «разрушительная политика для многонациональной и многоконфессиональной страны».

Сегодня Церковь отделена от государства. С 1988 г. Православная Церковь получила только возможность свободной евангельской проповеди, возрождения православной культуры и порушенных святынь за счет собственных средств.

2. «Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры…» (ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 24.09.1997г.). Преимущественными правами в России пользуются все традиционные конфессии: православие, ислам, иудаизм и буддизм. Но эти права касаются лишь вопросов сотрудничества Церкви и государства в возрождении духовности и культуры народов России. Если государство считает необходимым в тех или иных вопросах отдать предпочтение одной из конфессий, то это право государства. Весьма разумно опираться государству в этой области на веками проверенный опыт православия, ислама и др.?

Однако перед законом все конфессии равны, и соблюдать Федеральный Закон обязаны все. Но в отношении вклада в становлении Российского государства, его культуры и духовности православие имеет приоритет. Такой приоритет установлен практически во всех государствах мира по отношению к традиционным конфессиям.

3. Надоела ли деятельность Православной Церкви народу? Этот вопрос адресован народу – вот его, прежде всего, и надо спросить. Однако надо сказать, что Церковь, отделенная от государства, существует в этом государстве, и не может находиться в стороне от проблем общества, в котором живут Ее пасомые. Поэтому Церковь в духовном и социальном служении на благо людей действует во всех тех сферах жизнедеятельности человека, которые не противоречат канонам Церкви и светскому закону. Если эта деятельность кому-то не дает покоя, то это только из-за личной неприязни к Православной Церкви и ее служителям.

ГОСТЕВАЯ

НА ГЛАВНУЮ