ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


О древних памятниках и об отношении к ним

О древних памятниках и об отношении к ним

Почему-то все древнее, сохранившееся до наших дней, принято называть памятниками культуры и более того, тратить большие средства на их сохранение. Безусловно, большинство из ценного наследия древних времен этого заслуживает, хотя хранится порой небрежно. В свое время, возможно, и современный нам быт с его культурой и бескультурьем станет предметом внимательного изучения будущих историковНо, положа руку на сердце, признаемся, что далеко не все нас радует сегодня в нашей жизни, а за что-то нам даже и нестерпимо стыдно. Но так уже заведено в обществе, что любой материальный памятник древности неизменно наделяется высокой степенью ценности, без которой, как считается, наша жизнь станет скучной и бесцельной.

Карелия, как известно, знаменита своими древностями. Когда человека посещает вдохновение, он спешит к инструменту или берется за кисть, а древний человек во времена неолита … взял камень и выбил на скале пару аборигенов, готовых к совокуплению. Но почему-то современными культурологами этот наскальный рисунок вдохновенно назван “уникальным культурно-историческим сокровищем”, а значит, отнесен в ранг той “красоты”, которая спасает мир. И хотя подобное “искусство”, бесцеремонно вторгающееся в интимную сферу жизни человека, называется порнографией, мы по-прежнему к порно древних времен относимся снисходительно. А ведь подобных картинок в наши дни хоть пруд пруди - от скал до интернета. Да вот только что-то не спасает нас такая “красота”.

Думаю, что в нашем отношении к историческим памятникам преобладает стремление сохранить форму. А содержанию не придается никакого значения. Мы забываем, например, что содержание храма, даже самого древнего - это молитва. Потому–то наши предки заменяли венцы Кижских церквей каждые 15 лет, чтобы те исправно выполняли свои изначальные функции. А мы сегодня ухватились (да простят меня специалисты) только за гниющие бревна и ни-ни...Забыли, что без Божьей помощи не устоит ни один, даже самый ценный памятник.

Вернемся, однако, к петроглифам. Известно, что ими обозначено языческое капище, где приносились языческим богам кровавые жертвоприношения. Когда мы читаем газетные репортажи о жертвоприношениях животных современными колдунами, нас охватывает мистический страх, ужасает их добровольное служение сатане. И никому в голову не приходит призывать сохранять эти жуткие ритуалы для потомков, называя их культурным наследием. Но почему же мы тогда ратуем за сохранение древних капищ, ритуальные тряски у которых напоминает припадки бесноватых у святых мощей. Потому что современного человека привлекает, прежде всего, форма - “яркий язык художественных образов наскальных рисунков, а не зловещее содержание подобных “памятников”. На Афоне монахи выбивали на подобных рисунках кресты и освящали места языческих жертвоприношений.

К сожалению, для нас сегодня вершиной культуры становятся телевизионные передачи, типа “Эх, Семеновна!”. Претендуя на звание культурных людей, мы неуклонно превращаем планку культурного уровня в плинтус. Газеты пестрят рубриками “Криминал”, “Беспредел”. А беспредел-то в наших собственных душах и головах. Вот один из журналистов накануне женского праздника призывал: “Милые дамы! На что вам сдались эти вечные семейные проблемы и неурядицы! Давайте, просто жить и любить…”. Это как понимать? Без брака? Презрев все нравственные законы, то есть без руля и без ветрил? А понимает ли уважаемый автор, к чему призывает? К тому, чтобы расширять сеть домов для одиноких и престарелых, т.к. без семьи нет ни детей, ни внуков. Признаться, думала, наше падение уже достигло дна бездны и пора бы одуматься. Ан, нет! Есть еще “светлые” головы, готовые и далее раздвигать шаткие стены порочного коридора. Конечно, это проще, чем признать собственную несостоятельность в браке.

Размахивая “демократическим” топором, “защищая права” на любые безумия, мы давно подрубили ветвь, на которой сидим. Разве не замечаем мы этого: если не в семье, то в подъезде, если не на работе, то в транспорте. Но продолжаем размахивать знаменем свободы права на грех. Дальше ехать некуда...

А что касается петроглифов… То до их ли сохранения нам дело, если своих забот хватает: или семье кто-то болен, или чадо задержалось где-то за полночь и неизвестно какую науку ему преподают, или муж прельстился представительницей древнейшей профессии, или самодур-начальник в очередной раз довел до слез. Скажите, предлагаю зациклиться на личном. А разве не от личных наших качеств зависит общественный климат? Не в них ли коренятся причины войн, деспотизма или процветания и мира? Давайте сохранять истинные ценности, а не то, что ведет нас к духовной погибели. Давайте будем спасать наших детей от пошлости и цинизма, защищать стариков от наглости, сохраняя тем самым саму жизнь.

М.Н.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru