ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


Ковчегу с частицей Покрова Пресвятой Богородицы поклоняются жители районов республики

Прибытие святыни в Александро-Невский собор, фото Михаила Плаксина

Прибытие святыни в Смоленский собор г. Олонца

Видео ГТРК «Карелия»

По благословению Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила 3 декабря 2013 года в Петрозаводскую и Карельскую епархию прибыл ковчег с частицей Покрова (головного убора) Пресвятой Богородицы. За время пребывания святыни в храмах Петрозаводска бесценному свидетельству земной жизни Пресвятой Богородицы поклонились сотни петрозаводчан. Затем ковчег был доставлен в Пряжу и Олонец, также приложиться к святыне смогут прихожане храмов Питкяранты, Лахденпохья, Сортавала, Суоярви, Кондопоги и Пудожа.

Святой Покров – главная реликвия кафедрального собора города Шартр, Франция. Согласно преданию, именно в это одеяние была облачена Божия Матерь в момент рождения Христа и это та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения князей Аскольда и Дира. По данным шартрских архивов, святыня была подарена византийской императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации. В 876 году его внук Карл II подарил святыню шартрской церковной общине.

В настоящий момент части Покрова Божией Матери находятся в Успенском соборе Московского Кремля, в Латеранском соборе во имя св. Иоанна Крестителя в Риме. Наибольший фрагмент Покрова Божией Матери в настоящий момент хранится во французском городе Шартре и представляет собой фрагмент шелковой ткани бледно-бежевого цвета длиной около 2 метров и шириной 46 сантиметров.

В январе 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с частицей Покрова Пресвятой Богородицы был доставлен в Москву, в домовый храм святого апостола Иоанна Богослова при Российском православном университете. Также в 2012 году святыня была принесена на Псковскую землю.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии

*    *    *

График
пребывания ковчега
с частицей Покрова (головного убора) Пресвятой Богородицы
в храмах Петрозаводской и Карельской епархии, 2013 - 2014 г.

15 – 21 января – Смоленский собор, г. Олонец;

21 – 24 января – храм Вознесения Господня, г. Питкяранта;

24 – 27 января – храм Илии Пророка, г. Лахденпохья;

27 января – 5 февраля – Никольский храм, г. Сортавала;

5 – 10 февраля – храм Рождества Христова, г. Суоярви;

10 – 17 февраля – храм Рождества Богородицы, г. Кондопога;

17 – 25 февраля – Александро-Невский храм, г. Пудож.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2013-2014 год

*   *   *

Первым, известным нам, литературным источником, повествующим историю Святыни, является «Слово на перенесение честной ризы Богородицы во Влахернах» Феодора Синкеллы, пресвитера собора Св. Софии. Труд этот он написал во время аварского нападения 617 года. Он повествует о двух братьях – патрициях – Галвие и Кандите, которые, паломничая на Святую Землю, остановились на ночлег у одной благочестивой женщины. В ее доме они увидели ковчег, перед которым неугасимо горела лампада. Хозяйка поведала им, что в этом ковчеге находится великая Святыня – Риза Пресвятой Богородицы. Эту одежду Божия Матерь особо хранила всю жизнь, помня о том, что в ней Она была в ночь Рождества Спасителя.

Хранительница Святыни рассказала семейное предание о том, что ее прародительница присутствовала при погребении Божией Матери, и Сама Пресвятая Богородица отдала ей это покрывало. Братья решили хитростью похитить Святыню и, заказав в Иерусалиме точно такой же ковчег, на обратном пути подменили его. Так Покров Пресвятой Богородицы, оказался в Константинополе.

В 469 году он передается в строящийся во Влахерне храм. В IX веке византийская императрица Ирина в знак своего особого расположения передает Святыню в дар императору Карлу Великому. В 876 году внук Карла Великого Карл II дарит святыню городу Шартру. Плат Пресвятой Богородицы, что сразу привлекает в город множество паломников.

Исторические хроники города повествуют нам о двух великих чудесах, происшедших от Плата, по молитвам и заступничеству Пресвятой Богородицы.

В 911 году, когда на плохо укрепленный город наступал отряд норманнов – язычников, беспощадно разрушавших города Европы, епископ Гантельм и горожане с молитвой о заступничестве вывесили Плат на стены города, и Пречистая, подобно тому, как это было в Константинополе, заступается за город. Происходит чудо – свирепые «люди с Севера» обращаются в бегство и больше никогда не нападают на город. Предводитель отряда норманнов принимает христианство.

Второе чудо, связанное с историей города Шартра, происходит в 1194 году, когда романский собор IХ века был практически уничтожен пожаром, который бушевал три дня. Горожане в отчаянии смотрели, как пламя пожирало собор и рушило его своды. Три дня пламя не стихало, и город скорбел о потери почитаемой и любимой Святыни. Великим чудом было, кода из-под развалин выбрались трое живых клириков храма с Платом. Кругом бушевал огонь, но Святыню и людей, сохраняющих ее, он не коснулся.

Это чудо побудило горожан построить новый храм – такой, какого не было прежде. Строят его «всем миром». Известно, что участие в строительстве храма в ту пору, согласно исторической хронике, благословлялось как важнейшее общеевропейское христианское дело. Большой вклад в строительство делает Людовик IX, который присутствует при освящении Шартрского кафедрального храма в 1260 году. Собор этот является классическим образцом «чистой» готики и первым в истории Франции готическим собором, посвященным Пресвятой Богородице.

Во время Французской революции, чтобы спасти Святыню, ее разделяют на несколько частей. Рискуя своей жизнью, благочестивые прихожане сохраняют ее у себя от революционного террора. В 1819 году самый крупный из этих фрагментов возвращается в храм.

В 1827 году проводится экспертиза, которая устанавливает, что возраст ткани датируется первым веками и соответствует технологии Палестинского ткачества I в. «Во время проведения исследования, – говорится в акте экспертизы, – не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань».

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru