ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


Воскресение Христово видевши… Слепота и прозрение

Древние иудеи верили, что после кончины они попадут в шеол. У римлян и эллинов это аид, или тартар. По-нашему — ад. Мир мрака, где бесплотные тени скитаются без воли, надежд и желаний.

&#По словам известного богослова, древние не могли сами себя приговорить к такой посмертной судьбе с помощью одной фантазии. Они знали, что ждет их "на том свете" и не строили иллюзий. Иудеи как бы смирялись со страшной неизбежностью. Греко-римляне гнали мысль о смерти с помощью технологии веселья, как многие теперь. Помпеи до извержения Везувия захлебнулись эротикой. Под барельефом с изображением фаллоса было написано: "Здесь царит счастье". На 10-12 тысяч человек — 120 харчевен (они же публичные дома). И еще около 25 официальных домов терпимости. Триклинии разукрашены мозаикой. Бассейны, термы (бани). Над Везувием уже висела туча смертоносного пепла, а в городе — пировали.

В остальной Римской империй положение не лучше. Семьи распадались из-за так называемых однополых браков. Сыновья убивали отцов, чтобы завладеть наследством. На аренах уничтожали людей на потеху толпе. На пирах выставлялись человеческие черепа с надписью «Memento more» (помни о смерти) с подтекстом "наслаждайся, пока жив". Смеялись над бесчисленными богами — вплоть до анекдотов про Юпитера. Философы объявляли самоубийство лучшим способом выхода из духовного тупика. Пирующий римлянин поднимался с ложа в венке, в объятиях красавиц и с чашей отравленного вина. Говорил, что сейчас он счастлив и никогда не будет так счастлив. Пил смертную чашу и его объявляли героем. Воля к смерти владела Вечным Городом. Лучшие из язычников знали: на востоке появится могущественный Избавитель и снова наступит "золотой век". Но язычники не могли предоставить, что Спаситель мира придет. "в зраке раба".

Древние, в том числе иудеи, не знали, что Бог добр и готов пожертвовать Собой ради спасения рода человеческого. Настал день, когда в далекой Иудее Иисус из Назарета сказал: "Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет" (Евангелие от Марка, 9.31). #9; Смысл этого пророчества апостолы не поняли, а иудейские старейшины истолковали в меру собственного лукавства. Они уже сговорились убить Христа. Первая часть Его слов была для них "самосбывающейся". Но они заподозрили, что ученики похитят тело Учителя и объявят о Его воскресении. Поэтому в ночь после казни Иисуса стояла стража у Гроба Господня и была печать на гробовом камне.

На третий день после крестной смерти Спасителя ранним утром на улицах Иерусалима показался отряд испуганных римских воинов, бежавших от Гроба Господня. Они видели, как воссиял чудесный свет и камень отвалился от гробового входа. В пустой пещере лежали погребальные пелены (плащаница) и платок, обвязывавший голову Покойного. Иудеи туго пеленали тела умерших тканью, пропитанной клейким составом экстрактов смирны и алоэ. Этот состав — "литр около ста" — принес к телу. умершего Иисуса праведный Никодим. Но пелены, обвязывавшие тело Иисуса, оставались свитыми так, как если бы Покойный вышел из них, не повреждая конструкции склеенного погребального свитка.

В Книге посмертных вещаний Нила Мироточивого есть такое рассуждение: «Теряет ли вор даром время, когда ворует? Если бы тело Христа было похищено, то похититель немедленно убежал бы... Что за нужда была им (похитителям) стоять там, отклеивать плащаницу от тела... Самое это обстоятельство свидетельствует, что воистину Господь наш Иисус Христос воскрес... Удивились воины, увидев сие знамение Воскресения, и возвестили все иудеям».

Как известно, вожди иудейского народа решились на откровенную фальсификацию. Будучи людьми умными, они должны были признать, что Мессия воскрес. Но в неверии своем они пошли до конца. Подкупили воинов, составили легенду: "Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятностей избавим — и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня" (Евангелие от Матфея, 28.13—15).

Старейшины не собирались идти к Пилату с объяснениями. Легенда о похищении Распятого предназначалась только для иудеев. В случаев "утечки информации" рассчитывали убедить прокуратора, что это не более чем слух.

Итак, подкупленные римские солдаты делали вид, будто ничего не произошло, и нашептывали иудеями "Тело украли, пока мы спали". Тогда (об этом повествует Книга посмертных вещаний Нила Мироточивого) некий человек спросил легионеров: "Сколько вас было?" Они ответили: "Двадцать пять". На это сказал неизвестный: "Как при двадцати пяти человеках в силах были они (апостолы) придти и украсть тело Иисуса Христа?.. Этим вы не то проповедуете, что Его украли, но то проповедуете, что воистину воскрес Иисус Христос".

Митрополит Серафим Чичагов говорил в проповеди: "Посмотрите, как одновременно вера в Воскресшего отверзает ум апостолов и неверие в Воскресшего заключает ум иудеев в глубокую тьму... Как можно было украсть Христа, когда старейшины окружили гроб воинами?.. Неужели ни один не проснулся, когда для похищения тела необходимо было отвалить камень велий (великий) зело, для чего потребно было бы несколько человек и что не могло свершиться без шума!.. Но кто свидетельствует о том, что тело украли? Те же стражи, которые спали и не проснулись, свидетельствуют том, что произошло во время сна их и чего они не слыхали".

Нетрудно сообразить: если похищено из-под правительственной печати и это становится известным, неизбежно расследование. А коли такое расследование не проводится, то кому-то выгодно "замять дело". И все же басня о похищении тела Иисусова живет среди иудаистов в течение веков! Какую религиозную альтернативу защищают иудеи, отрицающие Воскресение Христово. Конечно, веру в иного спасителя - лжемессию, который придет "во имя свое" (от Иоанна, 5.43).

По свидетельству апостола Павла, около 500 человек видели Воскресшего Христа. Но им верили далеко не все. Павел в Ареопаге говорил грекам о воскресении из мертвых. Философичные эллины ответили: "Об этом послушаем тебя в другое время". Уверовали лишь немногие. Остальные предпочли мстительного, раздражительного Зевса; интригующих, развратных богов, неизбежность царства Аида.

Воистину, писал Иоанн Златоуст, "закоренелый в неверии ум, как ночная птица, видит только во тьме и убегает от света истины, который жжет ему глаза".

А что противопоставляют Христу и Церкви сегодняшние сомневающиеся? Неужели инопланетян и телевизор?

Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru