ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


5 мая состоялась традиционная встреча потомков священнослужителей

Борис Иванович Ржановский

Священник Константин Савандер

Выступление лауреата II Православного хорового фестиваля «Пасхальные перезвоны» православного камерного хора «Свирь»

 

 

 

 

 

 

 

Вечер начался с рассказа заместителя председателя епархиальной Комиссии по сбору материалов для канонизации священника Константина Савандера о светлом празднике Воскресения Христова. Затем выступил лауреат II Православного хорового фестиваля «Пасхальные перезвоны» камерный хор «Свирь». Также в программе вечера были презентация фотографий православных святынь Карелии Александра Хейккинена и рассказ Т.Н. Корниенко (потомок династии Романовых) о праздновании Пасхи в дни ее детства.

Потомки священнослужителей интересуются историей своих семей. Так, в результате длительной и кропотливой работы в Национальном архиве Карелии Борису Ивановичу Ржановскому, потомку карельской учительской и священнической династии Ржановских, удалось найти сведения о 12 поколениях своего рода. Одним из результатов поисков стал его доклад «Род Ржановских: священники, педагоги, ученые, служащие» на III региональной научной конференции «Православие в Карелии», опубликованный в сборнике материалов конференции:

Праздник Преображения Господня и канун праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мы, потомки священнослужителей Заонежья, впервые приглашены нашей Петрозаводской и Олонецкой епархией и музеем-заповедником «Кижи» совершить поездку на теплоходе «Комета» на остров Кижи, чтобы присутствовать на Божественной литургии там, где в далекие годы служили наши славные дедушки и прапрапрадедушки…

Это было первое открыто проходившее мероприятие после всех запретов ужасного времени. С огромным волнением, с особым чувством радости переживали мы все происходящее вместе с местными жителями. Я встретил здесь своих бывших учеников и их родителей. Они окружили меня и приветствовали с радостными улыбками. Я был здесь учителем, а мои благословенные предки – священниками. Для меня эта поездка и встреча оказались путеводной звездой. Она определила новые желания, цели и задачи, прекрасные и трудные предначертания, мое новое место в жизни.

На острове ко мне подошел диакон Александр Мусин и сказал, что осенью в Петрозаводске будет проходить научно-практическая конференция, посвященная 165-летию Олонецкой духовной семинарии. Он предложил мне выступить на конференции, и я согласился подготовить сообщение на тему «Учительские династии в Карелии: истоки и опыт».

***

При подготовке выступления я использовал предания, рассказы местных жителей, которые помнили прадеда Стефана Александровича Ржановского – священника Сенногубского прихода, и его сына Василия Стефановича. Односельчане проявляли большой интерес к семье Ржановских, которые приехали в Сенную Губу 30 мая 1845 г. Раньше Ржановские в Сенной Губе не проживали. Стефан Александрович служил в Военно-Морском Флоте и был корабельным священником. В беседах с сельскими старожилами я услышал много доброго о своих предках, говорили о том, что род наш происходит от поляков, которые когда-то проживали в Заонежье.

Много рассказывал об истории края известный историк, наш дальний родственник, Яков Алексеевич Балагуров, автор книги о Кижском восстании. Он же рассказал мне об одном из представителей нашей династии, богатыре-диаконе Кижской церкви. Во время восстания 1769-1771 гг. было противостояние восставших и присланных для наведения порядка солдат, которым уже был дан приказ стрелять в бунтовщиков из пушки. Тогда кижский диакон, чтобы спасти восставших от расстрела, схватил оглоблю и разогнал крестьян, тем самым спас их от смерти.

Может быть, что-то во всех этих рассказах и было приукрашено, но хорошо известно, что в каждом народном предании кроется зерно истины. В советское время старшее поколение не любило вспоминать и рассказывать историю нашего рода – просто боялись режима.

Но все же мой дедушка, протоиерей Сенногубского погоста Василий Стефанович Ржановский, в 1934 г., незадолго до своей кончины рассказал существующее в нашей семье древнее предание «О погибшей свадьбе». Мне посчастливилось услышать, и я запомнил его рассказ, хотя в то время мне было 8 лет.

Суть предания состоит в том, что после венчания в Кижской церкви участники свадьбы на лодках отправились домой, в Сенную Губу, где их ждали родители и гости, но попали в сильный шторм и все погибли. В живых остался лишь пленный поляк, которого под стражей везли в одной из лодок, он спас «молодую», уже вдову, всего лишь одним часом ранее обрученную в Кижской церкви. Родители невесты взяли поляка в свою семью, у них не было сыновей – одни дочки. Поляк не воином был, а полковым священником. Он принял Православие, женился на молодой вдове и стал священником в приходе недалеко от Космозера. Много у них было детей. Сыновья учились на священников, от них пошла наша родословная. Это же предание позднее рассказывала моя тетушка, дочь о. Василия Стефановича – Ржановская Елизавета Васильевна, учительница и известная фольклористка. О ней писала С.М. Лойтер, профессор, известный в Карелии ученый.

Дедушка заметил, что фамилия наша пошла «ото ржи». Мы знаем, что в наших местах, в Сенной Губе и в Кижах, рожь была особенная, выше человеческого роста и колос наливался многочисленными крупными зернами.

***

Хотелось подробнее узнать историю своего рода, поэтому начал длительную и кропотливую работуа в Национальном архиве Карелии. Долгих семь лет занимался я изучением истории своих предков и благодарен всем, кто помогал мне своими консультациями и советами.

Начал я с изучения метрических книг Сенногубского погоста, где раньше проживала наша семья: дедушка и бабушка Ржановские и их дети. Самые ранние источники датируются 1792 г. Просмотрел книги за 1792 – 1803 гг., сделал выписки обо всех священно- и церковнослужителях. Первый Ржановский, которого я встретил в метрической книге, был Александр Антонов Ржиновский, фамилия была написана через букву «и», рождения 1782 г., наш прапрадед. Далее его сын Стефан Александров – наш прадед. Следующий – Василий Стефанович Ржановский – наш дедушка. Все священнослужители.

Продолжая поиск, удалось обнаружить метрическую книгу Яндомозерского погоста за 1780 г. и многие другие источники, благодаря которым сведения о династии заонежских священников нашего рода выстроились в стройную систему:

о. Игнатий (начало второй половины XVI в.) – священник Кижского погоста;

о. Иоанн (конец второй половины XVI в.) – священник Кижского погоста;

Александр Игнатов (1628 - 1629) – священник Кижского погоста;

Александр Иоаннов (1646 - 1647) – священник Кижского погоста;

Мы видим, что в то далекое время в Кижском погосте было два священника с одним именем Александр, кто именно из них был нашим предком, установить пока не удалось.

Козьма Александров (1678 - 1700);

Матфей Козьмин (1696 - 17...);

Ефим Матфиев (1713 - 1759) – священник Кижского прихода;

Захарий Ефимов (1730 – 1806 гг.). О нем известно, что во время Кижского восстания он вместе с Мефодием Васильевым служил молебен в Кижской церкви для крестьян, направлявшихся с челобитной в Петербург. После молебна с челобитчиков была взята присяга, чтобы Соболева во всем слушались и друг за друга умерли. Приглашал Клима Соболева в алтарь и внушал ему, что присяга – дело великое. В марте 1771 г. служили еще один молебен с колокольным звоном, когда в Заонежье пришла команда Ландсдорфа для усмирения восставших. После восстания был переведен в Яндомозерский приход в четырех километрах от Великой Губы. В 1799 г. в Яндомозере у Захария Ефимова родилась дочь Христина, отцу в то время было 69 лет;

Антон Захариев (1760 – 1821 гг.). Священник Типиницкого прихода, уроженец Кижей, в училищах не обучался. В возрасте 11 лет служил пономарем у отца и в Вырозере, его затем часто переводили. В 1780 г. переведен в Яндомозеро во дьячка с посвящением в стихарь. В том же году переведен в Кижский погост в пономаря. Указ есть, и грамота дьяческая отправлена в консисторию. В 1790 г. рукоположен во священники и определен в Типиницкий приход. Вторую должность отправляет по указу Петрозаводского духовного правления с 1811 г. указом Новгородской консистории во втором благочинии – депутатом;

Александр Антонов (1782 – 1835 гг.). Священник Яндомозерского прихода, в училищах не учился, сын священнический, уроженец Типиницкого прихода. В 1796 г. в возрасте четырнадцати лет посвящен епископом Архангельским и Олонецким Вениамином в Яндомозерский приход в пономари. А в 1806 г. рукоположен епископом Старорусским Евгением в сан священника и направлен в приход умершего деда своего Захария Ефимова. Александр Антонов после погребения своего отца Антона Захариева подписался в метрической книге за 1821 г. «Александр Антонов Ржиновский». (Взять фамилию настояли его сыновья. В то время было распоряжение о том, чтобы в духовных семинариях учащимся присваивать фамилии, вероятно, оно распространялось и на все духовное сословие);

Сыновья Александра Антонова Ржановского: Димитрий, Андрей и Стефан:

Ржановский Дмитрий Александрович (1809 – 1870 гг.). Окончил Петрозаводское духовное уездное училище, высшее отделение. По окончании в 1825 г. епископом Старорусским Моисеем определен в пономари с посвящением в стихарь в Брусненскую пустынь Петрозаводского уезда. В 1829 г. поступил в Олонецкую духовную консисторию в число канцелярских служащих. В 1830 г., по желанию, определен в Кижский погост, где прослужил 40 лет. В 1840 г. получил благословение от Святейшего Синода за обучение поселянских детей;

Ржановский Стефан Александрович (1816 – 1891 гг.). Окончил Олонецкое духовное училище в Петрозаводске и Олонецкую духовную семинарию в 1836 г. Уволился с аттестатом второго разряда. В 1838 г. архиепископом Олонецким и Петрозаводским Игнатием рукоположен во священника в Фоймогубский приход. В 1839 г. по прошению переведен в Кижский приход. В 1840 г. получил благословение Святейшего Синода. С 1842 по 1844 г. служил на флоте, где получил аттестат. В 1845 г. по прошению определен в Сенногубский приход. В 1847 г. – исполняющий обязанности благочинного, в 1854 г. утвержден благочинным. Имел много наград, в числе которых орден св. Владимира;

Ржановский Василий Стефанович. Священник, протоиерей, благочинный, законоучитель, член Губернского комитета по народному образованию вместе с протоиереем Николаем Чуковым. Как миссионер вел борьбу с расколом. Имел все положенные за выслугу лет награды. Отец пятнадцати детей, но трое скончались в младенчестве. Судьба остальных сложилась достаточно благополучно. Все они получили образование и работали в разных отраслях народного хозяйства, науки и культуры. Сыновья отца Василия до 1917 г. получили духовное образование, окончили духовные учебные заведения;

Ржановский Николай Васильевич (1886 – 1973 гг.), старший из сыновей Василия Стефановича, – человек с интересной судьбой, в зрелые годы оказавшийся по независимым от него обстоятельствам в Латинской Америке, в г. Каракасе, столице Венесуэлы. В юности он окончил духовное училище и духовную семинарию в Петрозаводске в 1902 г., рукоположен в сан священника и определен в церковь в селе Задне-Дубровская Каргопольского уезда. С 1903 г. был законоучителем Чажемской церковноприходской школы в том же уезде. Стал выдающимся ученым-генетиком, трудился на духовной ниве, был хиротонисан в епископа;

Данную родословную (приведена в сокращении) составил Ржановский Борис Иванович, родился 2 мая 1926 г., учительский сын, внук священника Василия Стефановича Ржановского. Окончил Морской техникум в г. Риге, куда мы, комсомольцы, были направлены на учебу Вытегорским РК ВЛКСМ Вологодской области. Работал в Архангельске, в тресте «Севрыба».

После ареста мамы приехал в Заонежье. Дядюшки и тетушки – все педагоги. Окончил Петрозаводский педагогический институт – учитель биологии. Я седьмой биолог, начиная от Николая Васильевича Ржановского. Работал в поселке Толвуя в средней школе, в Сенной Губе – учителем и директором. В Петрозаводске работал в школе №2 один год, затем трудился в должности заведующего кабинетом трудового воспитания и профориентации учащихся в Институте повышения квалификации учителей, в то время – Институт усовершенствования учителей. В 1986 г. вышел на пенсию со 2-ой группой инвалидности. Занимаюсь общественной работой. Как и многие представители рода Ржановских, люблю музыку, много лет являюсь участником мужского хора.

Среди потомков Василия Стефановича Ржановского 12 детей, 34 внука, 29 правнуков, 9 праправнуков. Род продолжает существовать и развиваться.

Статья приведена в сокращении.

2009 год

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru