ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


НЕ СУДИТЕ ПО СЕБЕ!

Хочу обратиться к господам журналистам, порадовать их обратной связью: ведь оценка труда волнует всякую творческую личность.

В череде поствыборных публикаций в «Губернии» № 21 (310), которую приобретаю из сочувствия к подросткам-распространителям, привлекла внимание заметка А. Ермилова «Дубовое перо года». Выборы позади и журналист решил обласкать вниманием электорат. Нас, читателей, автор корреспонденции за дураков не держит, не отказывает нам в образованности, а потому оперирует серьезными терминами - «копрофагия», например. Рассчитано явно на знатоков, но только возникает при этом вопрос: прочитав в газете следующее о себе мнение: «электорат не чужд копрофагии и третьесортной пошлятины», не потянутся ли эти знатоки вереницей в суд для защиты чести и достоинства? И почему каждые четыре года те же господа журналисты с большим энтузиазмом берутся за предвыборное окучивание этого, по их мнению, «быдла»? Или деньги не пахнут?

В том же издании удивил опусом «Освятим - недорого» и Андрей Власков. В связи с этим вспомнились рубрики из газеты «Город» - «Круто!» и «Отстой». Для заметки А. Власкова я бы ввела еще одну – «Отстой отстоя». Известно, что если о предмете судят, предварительно не изучив его, это считается элементарной профнепригодностью. Обычно, рассуждать о физическом здоровье на газетной полосе, прежде всего, предоставляют возможность врачу, если речь идет о защите Родины – военным, если о строительстве АЭС – энергетикам, экологам и прочим специалистам. И это правильно, т.к. профессионал видит проблему в целом и судит о ней со знанием дела. Проблема его волнует.

Непонятно, что волновало господина А. Власкова? И почему любой журналист считает себя вправе рассуждать на страницах газеты о таких тонких и деликатых вещах, как духовная жизнь, религиозные потребности, не имея о них ни малейшего представления и таким образом унижая чужой личный опыт? Или журналисты посещают храм только с целью узнать «что – почем», чтобы отразить эту информацию в заметке под рубрикой «Цифры»?

Вот, например, и «Комсомольская правда» в марте опубликовала опрос об отношении к деятельности католиков на канонической территории Православия в России. Приведены были ответы эстонки Анне Вески (?), Валерии Новодворской (!), солиста группы «Бахыт компот» (!!) и Бориса Моисеева (!!!). Но почему-то вне поля зрения газеты остались священнослужители, верующие люди, образованные политики, знатоки истории, то есть те, кто имеет более обоснованное право отвечать на столь специфический вопрос.

А что руководило уважаемым господином А. Власковым? Желание прокомментировать цифры? Но для этого надо сначала хотя бы поверхностно ознакомиться с непростыми финансовыми отношениями государства и Церкви, от него отделенной, условиями ее существования и самообеспечения. А журналист пару раз в год приходит в храм и переписывает цифры. Зачем еще туда можно ходить, для него является загадкой и, судя по задорному тону статейки, разгадывать ее он не спешит, хотя выводы делает смелые.

Но разочарую уважаемого господина журналиста: не служители культа «двигают веру в ногу со временем», а появляются в церковных лавках иконки и крестики для автомобиля по небезызвестному принципу - «идя навстречу пожеланиям», и молитва, которую священник читает при освящении машины, была составлена, между прочим, на освящение «колесницы», раньше и скотину при надобности святой водой кропили и ею же поили, а за простую телегу без благословения и молитвы и вовсе не брались. И надпись «весь товар освящен», заметим также, на мирской язык не переводится, как ни пытается это сделать журналист, и является она, прежде всего, церковным ответом на обычные вопросы приобретающих этот товар верующих.

А что касается, чья машина освящается «братка» или «зятька», на лбу ее хозяина, как известно, не написано, как и у журналиста, изучающего цифры у свечного ящика, что он всего лишь газетный затейник, а не серьезный аналитик. Ведь и хирург, прежде чем вытащить пулю, проводит премедикацию, а не занимается опросом тяжело раненого, в какой он группировке состоит или является просто невинно пострадавшим.

В одной мудрой индийской сказке семеро слепцов, осязав каждый определенную часть слона, до хрипоты спорили, на кого же похож слон. В случае с господином Власковым могу точно сказать, не главную часть из жизни Церкви он выбрал для изучения и анализа. Жизнь служителя культа определяется не цифрами в церковной лавке или маркой машины, на которой он ездит, а тем, что, индивидуально покрестив за 220 рублей, полно повенчав за 1000, выслушав просьбу-крик души о помощи в любое время суток, в любую погоду выворачивает личный карман на бензозаправке, заливает бак под крышку и мчится в глухомань к умирающему, чтобы порой после шокирующей исповеди, сохранив при этом спокойствие, умирить совесть раскаявшегося или удержать от безумного поступка отчаявшегося. И это лишь снежинка на верхушке айсберга.

Так что, уважаемые господа журналисты, прежде чем брать в руки перо, постарайтесь все-таки изучить предмет ваших журналистских вожделений, а не увлекайтесь желанием просто поразвлечь читателей. А лучше всего – пройдите мимо, если этот виноград вам пока не по зубам.

Наталья ЛЕХМУС

НА ГЛАВНУЮ