ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии
Страница Архиепископа
| История | Храмы | Монастыри | Святые | Газета
"Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Праздники
| Православный центр | Гостевая
| Объявления | E-mail
ШКОЛА ЗНАКОМИТСЯ С ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЙ
Эксперимент по программе
«Школа православной культуры» на базе основной школы № 4 Петрозаводска начался в двух специально сформированных класса — 1-м и 3-м только в 2002 году. Трудно пока говорить о каких-то результатах, но поскольку преподавание «Основ православной культуры» в государственных образовательных учреждениях вызывает в обществе столь жаркую дискуссию, то затронуть эту тему все-таки необходимо.Два новых
класса были сформированы по желанию родителей, хотя вначале предполагалось организовать только один такой класс. 3-й класс был открыт потому, что нашлись люди, которые захотели, чтобы их дети учились именно в тех условиях, которые впервые предложила муниципальная школа. Таким образом, вопрос о насильственном введении нового школьного предмета отпадает сам собой — наоборот, многие родители считают, что насилием над их детьми скорее является нынешнее обучение в так называемой светской школе.Существует несколько подходов к преподаванию «Основ православной культуры». Что касается нашего опыта
, то мы, взяв за основу книгу для учителя «Основы православной культуры в первом классе» (сост. О. Харитонова, под ред. В. Дорофеева), переработали ее так, чтобы можно было преподавать дисциплину, не перенасыщенную вероучительными истинами. Кроме того, усилили воспитательный фактор курса.Абсолютно не обязательно,
например, чтобы дети дословно знали библейский отрывок о Каине и Авеле. Но они должны почувствовать и осознать, к чему может привести зависть. Стремимся мы и к тому, чтобы учащиеся познакомились с самыми распространенными сюжетами Ветхого и Нового Завета, положенными в основу шедевров музыки, живописи, литературы, поскольку это важно для успешного изучения творчества великих русских писателей А.С.Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.К тому же, чтобы преподавание «Основ православной культуры» не свелось только
к катехизации (чем особенно пугает пресса), есть такие сдерживающие факторы, как педсовет (ведь именно по его решению осуществляется введение в школе «Основ православной культуры» в том или ином виде), методсовет (работающий непосредственно с программами, контролирующий содержание курса и т.д.), методобъединения (где обсуждают, как усовершенствовать учебный процесс, повлиять на его результативность), директор, заместители директора, руководители методобъединений, родительский комитет, проверки Комитета образования, отдела по делам молодежи. Мало того, дети тоже делятся с родителями тем, что они узнали в школе. А в наших экспериментальных классах учатся и дети неверующих родителей, и дети мусульман. И жалоб на насильственное обращение в Православие пока со стороны и тех и других нет.Когда мы брались за введение в школу «Основ православной культуры»
, то хотели прежде всего, чтобы эта дисциплина и сопряженная с ней духовная атмосфера помогли создать положительную воспитательную среду, противостоящую всевозможным современным соблазнам - улице, телевизору, компьютерным играм, наркомании. Удастся ли нам это сделать? Будем стараться. Но когда узнаешь, что подросток под влиянием фильмов-боевиков убил родную сестру, думаешь: надо скорее прибегать к проверенным средствам — тысячелетним православным традициям наших отцов и дедов. Хуже не будет точно.Валентина КАЛАЧЕВА, зам. Директора
по научно-методической работе школы, № 4 Петрозаводска, аспирантка КГПУСм. также:
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru