ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


Я верю в Бога.
Размышления по поводу школьного сочинения на тему
«Православие в Карелии»

Эти разные по своим достоинствам работы, свидетельствуют, несомненно, о том, что тема «Православие в Карелии» становится для школьников притягательной. Она дает возможность не только знакомиться с методикой научного поиска, но заглянуть в собственную душу, пробуждает не только интерес к религии, но и в какой-то мере религиозные чувства. К тому же, и это тоже не менее важно, ученические работы по-своему отражают непростую ситуацию, сложившуюся в нынешней духовной ориентации молодого поколения.

Вот одно из показательных в этом отношении школьных сочинений. Ученица десятого класса начинает свой рассказ с того, что она крещена в Русской Православной Церкви, что крестили ее родители в девять лет, что и до крещения в церкви она бывала довольно часто. «Но мне, - замечает автор сочинения, - было очень неинтересно, скучно». Девочка не раскрывает своих чувств, она не пишет, почему в храме она чувствовала себя чужой, но она подчеркивает, что теперь заходит в него «только по своему желанию», что, дескать, не родители, а она сама принимает теперь решение. Признаваясь, что в церковь теперь она ходит редко, девушка замечает, что бывать в ней ей интересно. Но вот как объясняет она, почему: «Я люблю обращаться к Богу. Почти каждый день я молюсь дома». Но мы помним, что речь вначале ее сочинения все-таки шла о храме. И что же? Впечатление такое, что мимо него она старается пройти поспешно. Храм не оставляет глубокого следа в ее юной душе. Но ведь только в нем человек, принявший в крещении православную веру, может приобщиться живительной благодати Святого Духа, иначе сила крещения будет им потеряна.

Почему же школьницу церковная жизнь не притягивает? Не потому ли, что о своей вере, о которой она пытается размышлять, она мало что знает. Но вот она размышляет о молитве. «Каких-то особенных молитв я знаю», - пишет она искренне. - «Я просто прошу Бога о чем-либо, а иногда благодарю Его за что-нибудь» и «Бог мне помогает». А дальше конкретный случай такой помощи описывается, к сожалению, в стиле рассудочных протестантских формулировок, может быть, даже почерпнутых из какой-то брошюрки заезжих чужеземных миссионеров. Обнаружив потерю крестика, школьница сделала вывод: «Бог отвернулся от меня, Он как будто обиделся на меня. Но это длилось недолго, и Бог снова стал помогать мне».

Надо сказать, что и самих учителей сочинения на подобную тему ставят в не менее сложное положение. Чтобы достойно справиться с труднейшей задачей - дать правильную оценку написанному - им необходимо услышать ищущую юную душу. Обратимся в этой связи к рецензии на вышеизложенное сочинение старшеклассницы. Учитель пишет о нем, как о «бесхитростном рассказе, о том, что значит вера в Бога для современной 16-летней девушки из благополучной семьи». Он видит в нем «боязнь жестокой действительности и стремление увидеть мир лучшим, и наивную веру в то, что это может сделать кто-то, а не мы сами. Все как в жизни». Да именно, как в жизни, но в жизни какого человека? Неверующего, надеющегося только на свои немощные силы, не ведающего, что цель человеческой жизни – преображение души. Это явно атеистическая мерка к юной воспитаннице, пытающейся обрести в своей душе крепкий фундамент – веру, помогающую человеку исправиться в жизни.

Как бы предчувствуя подобное непонимание со стороны взрослого наставника, девушка старается защитить свое право на духовную жизнь. «К сожалению, - сокрушается она, - люди сейчас редко посещают церковь, редко обращаются к Богу, а я считаю, что молиться – это также естественно, как есть и пить. Я верю в Бога, и только эта вера дает мне уверенность в себе, надежду на то, что жизнь станет лучше». И далее она добавляет: «Я считаю, что в наше время рассчитывать можно только на помощь Бога, хотя, наверное, немногие согласятся со мной». К сожалению, одним из тех, кто не согласился с девушкой, оказался ее школьный учитель.

Ольга СИДЛОВСКАЯ

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru