ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


На Анзерском острове

Дневниковые записи, сделанные по благословению настоятеля Свято-Троицкого скита Анзерского острова иеромонаха Каллистрата

Неожиданным прозвучало предложение предпринимателя из г. Климовска Ю. Е. Степанова, сделанное им по телефону, о поездке на Анзерский остров по договоренности с настоятелем Голгофо-Распятского скита иеромонахом Евлогием. Я знал, что Юрий Евгеньевич на протяжении ряда лет оказывает помощь монастырям и церквам. Но Анзер — особое святое место для каждого русского человека. Русский Афон! Русская Голгофа! Изолятор СЛОНа! Это все он — Анзерский остров.

По размеру это второй после Соловецкого — 46,9 кв. км и более 70 озер. Сюда уединялись монахи, которым суровое соловецкое бытие казалось шумным и мягким. Они принесли с собой особенное уединение и умиротворение, круглогодичный строгий пост.

На Анзерском острове никогда не жили мирские люди, хотя по земным понятиям остров — сущий рай. Отсутствие змей, клещей. Волки то ли с незапамятных времен не жили на острове, то ли они ушли в одно время с уходом с Соловецких островов. Во всяком случае, когда здесь пытались поселить волчицу для ограничения только здесь прижившегося со времен святителя Филиппа (Колычева) стада оленей, по зиме она ушла и была найдена на другом острове, изрезанная льдинами. Волчица уходила с острова, в том числе вплавь. На острове — изобилие грибов, северных ягод (морошка, брусника, вороника, черника, голубика и др.), отменные рыболовные угодия, любопытные тюлени и не менее любопытные зайцы. Здесь в огромных чанах (цренах) добывали соль, но не жили никогда. Это — сугубо монашеский остров.

Археологические раскопки, проведенные в трех различных частях острова: мыс Колгуев, Капорская губа и Троицкая губа свидетельствуют о том, что со П тысячелетия до н. э. сюда приезжали для совершения языческих обрядов и из отдаленных мест, оставив в изобилии каменные лабиринты, пирамиды, курганные насыпи, гряды, дольменообразные сооружения, хранящие загадку верований и представлений об окружающем мире древнейших обитателей Беломорья. Найдено множество предметов культового назначения, только не найдено никаких следов проживания. Язычники берегли святость острова, как величайшую ценность и не селились здесь. Точную оценку дал островам Пришвин: «Эта природа как бы еще не доразвилась до греха». И только люди, грехом извратившие образ и подобие Божие, смогли принести сюда зло. И как добро здесь пребывает в неизмеримых масштабах, в таких же количествах пребывало зло.

С 1920 г. сюда большевики ссылают своих политических противников. Во времена СЛОНа (с 1923 г.) на Анзере устраивают изолятор. Изощренному уму палача нетрудно оценить все выгоды маленького острова, откуда нет спасения никому, а информация может просочиться разве через охранников, если они сами сумеют избежать тифозной заразы. Во всяком случае, о вернувшихся из этого ада информации почти нет. В жестокости с анзерскими условиями могла посоперничать только знаменитая Секирка (тоже изолятор), но куда в меньших масштабах. Да и удаленность от Соловецкого Кремля никак не могла конкурировать с полной изоляцией Анзера. И поныне паломники не без труда на современных теплоходах преодолевают 5 км Анзерской салмы.

Все монашеские постройки были задействованы под бараки для арестантов. Уголовники и архиереи, проститутки, а рядом монахини — вот типичная картина смерти, карающей здесь всех без разбора. И самое страшное место изолятора угадывается без труда. Это — храм во имя Распятия Господа Нашего, превращенный в так называемую «больницу», где комендант Белов лечил смертью, после которой не болеют. Издевательства не заканчивались со смертью человека. Покойники «больницы» должны были накопиться в достаточном количестве, чтобы их засыпать во рвах. А пока они в стоячем положении (занимают так меньше места) ждут очереди на сбрасывание с горной кручи в притворе храма.

Тут у основания Голгофы был похоронен священномученик митрополит Воронежский и Задонский Петр (Зверев). На месте обретения его мощей стоит часовня — свидетельством убиения доныне неизвестного числа заключенных. А рядом — «кровавая харчевня». Одна терминология чего стоит. Гора Голгофа стала воистину Русской Голгофой — со многими тысячами жертв — жестоко замученных людей, зарытых с особой кощунственностью. Многие приемы палачей Соловецкого лагеря заимствовали фашисты. А вокруг — природа красоты необычайной. Действия врага рода человеческого в таком месте особенно яростны.

Едем на Соловки

Сутки в поезде Москва — Мурманск, и вот уже вчетвером выходим в Кеми на привокзальную площадь. Здесь стоит, мягко говоря, автобус, хотя это слово явно не соответствует облику тарахтящего чудовища. Фыркая, чихая, отчаянно дымя 15 км дороги, подъезжает он к Соловецкому подворью, совсем рядом — Попов остров, где был когда-то Кемперпункт. Кое-где до сих пор сохранились остатки колючей проволоки. Это — пересылка в Кеми, унылый, без деревца, без кустика остров, соединенный дамбой с материком.

Краткий сон в гостинице для паломников. В 8 часов утра отплывает теплоход «Василий Косяков», а через два часа с небольшим уже выходим на деревянный причал Соловков. Публика на теплоходе, в основном, паломническая. Диссонансом выглядят иностранцы внизу в каюте с их роковой музыкой. Соловецкий кремль вырастает посреди сурового северного моря каменным великаном. Здесь величественно все: огромные камни, рукотворная дамба, толщина и неприступность монастырских стен, выдержавших восьмилетнюю оборону от царских войск, рукотворные каналы, соединяющие 52 озера, озеро-садок для разводимый красной рыбы и хариусов, небывалый для северных широт ботанический сад. Но, главное, здесь жили и работали мужественные люди, под стать тому, что они созидали. Труд здесь считали средством духовного спасения, отождествляя его с молитвой. 40 минут пешком до Долгой губы, где стоят карбасы и доры местных жителей. Их совсем немного, около 850 человек.

Необычайно живописная Долгая (Глубокая) губа, соединенная с морем узким проливом Железные ворота, мощно вторгается в территорию Б. Соловецкого острова с востока. Ее площадь составляет 12,8 кв. км, глубина местами достигает 150 м. В Долгой губе, особенно в южной ее части, много островков (всего их 42) — место массового гнездования водоплавающей птицы, особенно много здесь гаг. В водах Долгой губы, которую Н. Книпович назвал «одним из зоогеографических курьезов», обитают различные виды моллюсков, губок, медуз; виды, характерные для высоких арктических морей, соседствуют здесь с видами, характерными для более южных морских районов. (Здесь и далее курсивом набраны выборки из сайта http://www.solovki.net).

По морю плыли через Железные ворота по сулою при полном штиле. Голгофа видна издалека. Через 2,5 часа приплыли в Капорскую губу. Недалеко от берега — рубленая избушка с печкой. В ней живут охранники губы.

Капорская губа — широкий мелководный залив в южной части острова. Берега его заросли "танцующими" березками. От Капорской губы живописная дорога ведет к Голгофо-Распятскому скиту. Проложена она была еще в монастырские времена, когда в Капорской губе располагалась небольшая промысловая тоня. В конце 20-х годов XX в. в старых монастырских постройках содержались заключенные церковные иерархи.

Пошли на Голгофу. Дорога сырая, но можно пройти в кроссовках. Ребята роют вдоль дороги дренажные канавы глубиной 1 м. Через 3,5 км — гора Голгофа. Дорога идет вдоль озера.

Гора Голгофа. В начале XVIII в. здесь поставил свою келью опальный духовник Петра I соловецкий монах Иов. В один из дней уединения ему в чудесном видении предстала Царица Небесная и сказала: "Эта гора отныне называется второю Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит для тебя с двумя учениками... скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки". После видения преподобный Иов устроил на горе скит, а позже поставил деревянную церковь, которая в начале XIX в. была перенесена к подножию горы "для достопамятства". Незадолго до смерти Иов принял великую схиму под редчайшим для монашествующих именем Иисус - в честь святого Иисуса Навина. Голгофо-Распятский скит отличался особой суровостью устава. Даже в скоромные дни иноки не вкушали рыбу, все дни проходили в трудах и молитвах, в скит был запрещен вход женщинам-паломницам. В 30-х годах XIX в. на вершине горы была поставлена каменная Распятская церковь и новые келейные корпуса. Как и другие святые места архипелага, в лагерное время скит был осквернен. В 1992 г. престол Распятской церкви освятили вновь.

В церкви в честь Воскресения Христова шла на службу. Совершал ее иеромонах Евлогий. Молились послушники Андрей и Валерий. По окончании богослужения приложились к открытым мощам преподобного Иисуса. На следующий день вместе с батюшкой прошли 2,5 км по сильно холмистой местности через два сильно заболоченных участка в Кирилловскую губу. На последнем спуске с холма услышал шум моря, еще не видя его. Мощная сила чувствуется в прибое. От тропы прошли берегом влево около 1 км. Там за песчаным холмиком тихое местечко. Батюшка предложил обосноваться там. К ночи перебрались, поставили палатку. Через час она покрылась инеем. Батюшка наутро сказал, что ночью беспокоился за нас, т. к. температура на Голгофе была 1,5°С.

Менее 160 км отделяют Кирилловскую губ, от полярного круга. Ещё в XVII столетии монахам Соловецкого монастыря приглянулось это благодатное место. Сохранились письменные свидетельства того времени о существовании Кирилловской рыболовной тони, названной так по располагавшейся здесь часовне св. Кирилла Новоезерского. До недавнего времени здесь находился наиболее крупный на архипелаге комплекс деревянных промысловых и жилых изб конца XIX в. Среди них особенно интересны амбар с погребом из валуна, где хранился улов сельди и трески, и жилой дом для трудников, обшитый тесом и украшенный мезонином.

Сохранился полугнилой амбар да кое-где видны жалкие остатки домов. Все порушено до основания, более десятка мест бывших домов густо поросли иван-чаем. Обследовали правую каменистую часть нашей бухты. Следы одинокого здания видны только рядом с дорогой. Оттуда же начинается довольно заметная тропа, постепенно уходящая от моря до Кирилловского озера. Вдоль моря берег значительно подболочен. Понятно, почему там не было никаких построек. Поселились мы здесь до второй половины октября.

Поднялся по обходной тропе к храму Распятия Господня на Голгофе, по этой тропе из больницы зимой полураздетых людей гоняли в баню. Склоны горы круты настолько, что кое-где для подъема нужны были бы навыки альпиниста. Наверху запустение полное. На стене покосившейся гостиницы для паломников надпись: «Памятник культуры ... Охраняется государством». Внутрь входить нельзя, обвалится точно. Опасно даже подойти близко. Внутри церкви в честь Распятия Христова идут строительные работы. Недалеко от вершины горы около келейного корпуса, откуда, видимо, и сбрасывали покойников, выросла та знаменитая береза в форме креста.

Начали по нашей дороге дренажные работы. Весьма пригодилась ножовка по дереву, ею вырезаются приличные торфяные кирпичики. Под торфом мельчайший песок желтого и пепельного цветов вперемешку, наощупь кажется, что он смешан с прахом зарытых здесь людей.

Вторая поездка состоялась в конце июля. В июле-августе на Соловках много больше паломников и туристов, приезжают и просто порыбачить. Все гостиницы и все пригодное для ночлега заполнены до отказа. С разрешения лесхоза на опушке леса по дороге на Долгую губу вырос палаточный город. В этот раз наша форма с нашивками «За Русь Святую» и «Правопорядок» обращает на себя всеобщее и доброжелательное внимание. Как и прошлый раз, стартовали на карбасе из Долгой губы, но в 22 часа, к прибытию в Капорскую губу было темно, т.к. белые ночи закончились. К праздничной литургии (обретение мощей преподобного Серафима Саровского) пришли в Распятский храм (без алтаря) с иконой царственных мучеников. Подарили батюшке икону, он сразу поместил ее в правый угол возле будущего иконостаса. В 5 часов служба закончилась.

Пришли в Кирилловскую бухту, море спокойное, солнце обжигает. Палатка стоит на прежнем месте, над столом предыдущая смена построила добротный навес. Пошли смотреть финансируемый Ю.Е. Степановым строящийся дом-сторожку, который произвел сказочное впечатление. Бригада из трех молчунов работала и на нас не отвлекалась. Используя длинный световой день, бригада трудилась с 8 до 23 часов 30 мин. Такое под силу только православным людям и только на святом месте. Помогали перетаскивать валуны для фундамента дома.

Прибывали корабли «Святитель Филипп» и «Святитель Николай» с паломниками примерно по 60 человек. На маленькой лодке их перевозили на берег, и они уходили на Голгофу. На корабли они вернутся в Троицкой губе или Капорской губе. Вечером поставили сеть на глубине около 3 м. Рядом плавал тюлень и с интересом обследовал сеть сначала с одной стороны, потом — с другой. 7 августа, после обеда, пришел батюшка Евлогий принимать построенный дом. На следующий день ходили в Троицкий скит и к Святому источнику.

Троицкий скит был основан в 1615 г. преподобным Елеазаром. Проведя несколько лет в Соловецком монастыре, подвижник переселился на пустынный Анзерский остров и стал жить тут как отшельник. Свою келью он построил в живописном месте на берегу узкой морской губы. Постепенно вокруг Елеазара сложилась небольшая монашеская община, в скиту появилась церковь. Елеазар после смерти был причтен к лику святых русской церкви. С его именем связана судьба двух крупнейших деятелей русской истории середины Х$ГП в. - царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Рождение первого Елеазар предрек, находясь в Москве, куда он был специально вызван царем Михаилом для молитвы о наследнике. Второй принял монашеский постиг в скиту Елеазара. Со временем в скиту появились все необходимые для жизни иноков постройки. До наших дней сохранилась восьмигранная Троицкая церковь (1740-1743) с примыкающими к ней келейными корпусами и трапезной палатой (1801-1803), а также некоторые деревянные хозяйственные сооружения. Вода подавалась в скит по открытому каналу, проведенному из расположенного по соседству озера Жизнь Троицкого скита была подчинена строгому распорядку, заведенному тут еще при Елеазаре. В лагерное время в скитских строениях содержали заключенных. В послевоенные годы постройки скита не использовались и пригили в полную ветхость. Их восстановление было начато только в 1994 году.

Дорога до Троицкого скита ровная, живописная, проходит мимо нескольких озер, мимо Богородичного луга. Около Троицкого скита встретили настоятеля Задонского монастыря епископа Липецкого Никона. Он обратил внимание на нашу форму и каждого из нас благословил. Подошли к настоятелю скита иеромонаху Каллистрату. Он показал дорогу к святому источнику. Скит в сильно запущенном состоянии, отсутствует крыша на трапезной, но восстановительные работы ведутся. Никакой охраной памятников в прежние годы здесь и не пахло, скорее наоборот: разрушали все, до чего могли дотянуться.

У святого источника стоит крест, установленный за день до революции 1917 года. И как только он уцелел. Сруб и крышка источника, беседка над ним сгнили, а крест цел и находится в хорошем состоянии. На каждого вылили по 3 ведра ледяной воды.

9 августа. В ночь на праздник великомученика и святителя Пантелеймона служба началась в 6 часов. Пошли на Голгофу. В этот день переселились в свою сторожку.

10 августа. Прибыл буксир «Голгофа» с кирпичом для печки (1200 шт.). Начинался отлив. Пока разгружали кирпич и грузили лес, буксир несколько раз пришлось стаскивать с мели. Кирпич сложили на береговую кромку, чтобы его не залил прилив. Вечером на соседней бухте с удивлением заметили двух резво скачущих козочек, дикие козы — чудеса да и только.

11 августа. С утра по рации сообщили, что из Троицкого скита сбежали две козы и что их безуспешно ищут на Голгофе. Мы нашли беглецов на самом краю каменистого мыса. Козла подманили куском черного хлеба и поймали за рога. Тащили его, упавшего на колени, за веревку юзом, и кое-как приволокли до домика. Коза — верная спутница покорно следовала за ним. Вот что делает привязанность в животном мире. Поймав козу, закрыли ее вместе с козлом.

12 августа. Утром к берегу подплыл тюлень и, разглядывая кладку, высунулся наполовину из воды. С утра проверили сеть, рыба попалась на глубине. Пока на берегу распутывали сеть, в десяти метрах от нас долго и внимательно наблюдал за нашей работой серый зайчонок. Перенесли кирпичи к домику. К обеду из Троицкого скита пришли за козами.

13 августа. Утром приплывал тюлень и глядел с удивлением на убывающую кучу кирпича.

14 августа. Вечером был сильнейший туман. От домика не видно моря. Такие туманы наплывают очень быстро, иногда появляются они между холмами посреди острова, создавая иллюзию дыма от лесного пожара.

15 августа. Готовимся к отъезду. Немного штормит, поэтому к нам в бухту корабли не придут, собрал рюкзак. Попрощался с тюленями, приплывшими сегодня впятером, четыре из них — детеныши. Появились они возле берега раньше обычного времени на два часа. Пошли через Голгофу на Капорскую бухту к кораблям с паломниками.

Новая поездка на Анзер

18 сентября снова едем на Анзер ставить поклонный крест, изготовленный за месяц с небольшим изготовил чудный мастер Георгий. С нами едет Юрий Евгеньевич Степанов, финансировавший изготовление креста. Прихватили с собой арбуз на 18 кг, который съедим уже на Соловках. Нашу форму узнают уже на Ленинградском вокзале. В Кеми уже нет теплохода «Василий Косяков», остался один только «Створ». Плывем по слегка волнующемуся морю. Вместе с нами на корабле две монахини: одна — из Австралии, другая — со Святой Земли.

На Соловках идем на Сельдяной мыс мимо останков фундамента электростанции, которую экспроприировал дедушка Ленин и известнной как Кашинская «лампочка Ильича». И вот крест перед нами. Он в разобранном виде (31 деталь), включая сруб, в котором он будет стоять, заложенный камнями. Для закладки в сруб Георгий приготовил камни с Соловецкого и Заяцкого островов. Один камень возьмем на Анзере, еще один — на Секирке. Крест - 7 м 40 см, резьбы изумительной красоты, он словно светится изнутри. Георгий провел нас по своей мастерской, слушать его можно бесконечно. Он же будет руководить установкой креста на Кирилловской губе. Поехали за камнем на Секирку.

Гора Секирная - ее отлично видно с моря. Название горы связывается с легендой, красочно изложенной в «Житии Зосимы и Савватия»: якобы на вершине этой горы двое «светлых» юношей-ангелов высекли пойманную ими жену рыбака -- в знак веления «свыше», чтобы остров безраздельно принадлежал монахам ...

В 60-х годах 19 века был основан монастырский скит. Была построена церковь -стройное двухэтажное здание церкви видно издалека. Восьмигранный барабан главы переходит в купол, под которым находится знаменитый Соловецкий маяк. Он был сооружен одновременно с постройкой здания церкви в 1862 г. Расположенный на самой высокой точке Соловецкого острова, он является самым крупным маяком на Белом море. Высота —723 м над уровнем моря, свет его виден почти на 22 мили.

Во времена СЛОНа в двухэтажном соборе были устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант — как бы удержаться. Если лее свалится — надзиратели подскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к банану (бревну) для тяжести — и вдолъно сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).

УАЗ остановился у начала тропы наверх. Кроме нас никого не было, вечерело. В полном молчании поднялись наверх, походили около церкви, постояли на смотровой площадке и застыли у начала лестницы. Лестница абсолютно новая, белые ступеньки, но с маленькими площадками, она действительно настолько крута, что спускаться следует с крайней осторожностью. В самом низу направо установлен памятный крест. С камнем возвращаемся к машине. Вечером стихия разыгралась, ветер резкими порывами срывал головные уборы. Нашли для транспортировки креста баржу «Алярия».

Наутро на Рождество Пресвятой Богородицы крест аккуратно погрузили на баржу и взяли курс на Анзер, я с Алексеем и Андреем — сопровождающие. Следом на доре из Долгой губы вышла основная группа в составе 7 человек. Море слегка волнуется, поэтому идем в более спокойную Капорскую губу.

4 часа дороги, и мы на месте. Ветер стих, и капитан баржи соглашается идти вокруг острова на Кирилловскую губу. Вскоре по нашем прибытии туда же пешком из Капорской губы подходит основная группа. Мы выгружаем крест на берег метрах в 500-600 от места его возможной установки. Ближе капитан подходить отказался. Под руководством Георгия пошли осматривать место установки креста. Одно место мы наметили заранее, на нем сохранились сгнившие обгорелые остатки дерева и рукотворная каменная пирамида. Туда мы и поднялись. Данная точка хорошо просматриваема со всех сторон.

Когда мы поднялись на холм, на небе появилась радуга через всю широченную губу и далее на мыс Колгуев, тем более удивительная, что дождя не было, солнечный безоблачный закат образовывал широкую алую полосу. Порадовались необычной радуге и пошли по каменной гряде к другому холму, который Георгию показался более подходящим. Стали спускаться к морю, навстречу спешил взволнованный Алексей, призывающий нас обернуться. Другой конец виденной нами радуги упирался в точно очерченный камнями холм, намеченный нами для установки креста. Выбор места установки креста был окончательно выбран не нами.

Начали носить бревна сруба сначала по береговой кромке, потом наверх на холм. С Голгофы прибежал послушник Антоний, он единственный на завтра благословлен остаться при кухне. Сегодня после выполнения своих кухонных обязанностей он прибежал носить бревна. Георгий на берегу собрал крест.

Наутро с 6 часов начали сборку сруба и заготовку камней. Пришли трудники скита и все послушники. Построились с двух сторон креста по росту, подняли крест на плечи и без остановки донесли до места установки, положив торцом на сруб. Начинался и кончался дождь, ветер не стихал, лаги были заготовлены из моребойки. На веревках с подстраховкой снизу по оси (тренога) начали подъем. К 16 часам крест поднялся на почти девятиметровую высоту, видимый отовсюду от основания голгофы до самого верха. В основание креста были заложены кусочки дерева от предыдущего креста, по сторонам света были заложены в сруб наши 4 камня, взятые из разных мест Соловков. Настоятель Голгофо-Распятского скита иеромонах Евлогий освятил крест. Теперь с северной бухты острова стоит охрана, надежней которой не бывает...

На следующий день собираемся в обратный путь. Наша дора стоит в Капорской губе. Разбуженная стихия гонит нас с острова сильным ветром в спину. Дору мотает на волнах, издали белыми гребнями выделяется среди морских гребней сулой. Проходим через него, в Долгой губе — штиль и покой. Перебираемся на причал Соловков и последним рейсом теплохода «Створ» уходим с острова. Но теплоход из-за сильного волнения на море долго еще ходит галсами вдоль берега, и мы вновь видим то Соловецкий кремль, то Секирную гору, Соловки точно не отпускают нас. Сезон закончен, мы уезжали, не осознавая еще в полной мере совершенного нами. Крест устанавливали: иеромонах Евлогий, от партии «За Русь Святую» Георгий, Георгий, Георгий, Михаил, Алексей, Николай, Николай, Александр, Владимир, Андрей, Владимир, Валерий, послушники Голгофо-Распятского скита, трудники Голгофо-Распятского скита из г. Архангельск. Члены партии «За Русь Святую».

P.S. Через несколько дней после возвращения домой Алексей сообщил, что наши православные друзья из Москвы и Московской области 40 дней читали по соглашению псалтырь Пресвятой Богородице с мольбой о водружении креста.

Дивны дела Твои, Господи!
Русь Святая, храни веру православную, в ней твое спасение.
Аминь.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru