ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


ДОМ НА КАМНЕ

serej.jpg (38188 bytes)«И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне». (Евангелие от Матфея, гл.7 ст.25).

Среди величественных сосен поселка Кончезеро расположены уютные корпуса известного не только в Карелии санатория. Это место жительства священника Сергия и матушки Натальи Теплоуховых, приехавших по благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила на служение в поселок. С тех пор минуло пять лет. Потихоньку с любовью обустроили в санатории домашний храм во имя Пресвятой Троицы. Помогали дети, которых в семье трое.

А началось духовное возрождение семьи Теплоуховых еще в Петербурге, откуда отец Сергий родом. Сначала после окончания технического вуза он работал инженером. Но жизнь по социальному стандарту была мучительной и угнетала. Он всюду пытался искать истину, пока не открыл для себя Православие. Милостью Божьей считает отец Сергий и встречу с Натальей, ставшей его женой, искренне разделившей все его взгляды на жизнь, а впоследствии и на воспитание детей, что особенно важно, по словам батюшки. Обретя веру, они всеми силами души пытались жить по-христиански, вместе преодолевая испытания. Это сближало их. С каждым днем становились они роднее друг другу.

До сих пор уже взрослые дети с трепетом относятся к их первому семейному молитвослову, купленному у какого-то торгаша за месячную заплату. Жена отца Сергия никогда не роптала на частое безденежье и походные условия их жизни. Матушка Наталья - человек очень энергичный и деятельный. В самые трудные годы, когда ее супруг служил псаломщиком в церкви, и средств не хватало, матушка освоила новую для себя профессию пчеловода, чем и зарабатывала для семьи на хлеб насущный. Эту свою любовь к природе, пчелкам, кошачьему семейству и ко всякой твари Божьей, матушка не скрывает. Вот и сейчас, в доме три кота, семья пчел, а, кроме того, периодически кормятся то бездомные коты, то раненые вороны. Пчелы их семье не только мед приносят, но и в случае болезни лечат своих хозяев. Надо сказать, что «дом» Теплоуховых состоит из одной большой комнаты с очень скромным убранством, предоставленной санаторием. Со всех стен комнаты на вас смотрят лики святых, а за стенкой Святая Святых – церковь.

Одно время Сергий и Наталья жили в Тихвине, там они и познакомились с Владыкой Мануилом, тогда еще архимандритом, в лице которого они обрели родную душу. Там же в Тихвине у них появился духовный отец, о котором с особым теплом рассказывал отец Сергий во время нашей беседы. Когда один за другим появились на свет мальчики, к недоумению врачей, которые считали, что матушка не сможет их иметь, отец Александр благословил воспитанием детей заниматься самим, не возлагая этих забот на плечи бабушек. Сергий и Наталья серьезно отнеслись к совету духовного отца и, когда пришло время отдавать мальчишек в школу, приняли очень трудное и ответственное решение - учить детей дома. Они слишком дорожили ими и со всей серьезностью желали вырастить не просто хороших людей, но единомышленников.

Опереться им в то время было не на что, жили упованием на то, что Бог их не оставит…Жизнь их была не простой, но она и не должна быть простой, считает отец Сергий. Оглядываясь назад, в те годы, когда они все силы отдавали, чтобы их дети получили качественное и серьезное образование. Только теперь по-настоящему осознают они, какую трудную задачу поставили тогда перед собой. Попала им тогда в руки замечательная книга святителя Феофана Затворника «Путь к спасению». Будущие батюшка и матушка восприняли из нее основные мысли о воспитании. Читать своих мальчиков они учили по Псалтири. Сам отец Сергий преподавал им математику, историю, географию, литературу. Матушка занимались с ними рисованием и пением. Самым трудным во всей этой ситуации было преодоление общего отрицательного отношения родственников, которые, естественно, пытались противодействовать эксперименту упрямых родителей. Тогда все было не так просто: общество могло отнять детей из-за якобы излишней религиозности родителей, но, Слава Богу, наступали более свободные времена.

Время шло, дети взрослели. Пришло время подумать о том, как получить им государственный документ об образовании. Отправились за поддержкой к ныне покойному отцу Николаю на остров Залит. По молитвам батюшки, все устроилось благополучно: нашлись в роно верующие люди. Они и помогли устроить для ребят экзамены. Дети были прикреплены к одной из петербургских школ, где сдали все экзамены экстерном. Таким же образом заканчивает школу сейчас и дочь Теплоуховых - Людмила, которая все свободное время отдает обучению знаменного распева. А братья ее в это время учатся уже на втором курсе Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Довольно долго мы говорили о проблемах воспитания детей. Отец Сергий считает, что нельзя отдавать детей на воспитание из родительского дома, единственного места, где оно может осуществляться любовью. Феофан Затворник в своей книге для тех, кто не умеет воспитывать своих детей, советует почаще приводить их в церковь. Теплоуховы пытались жить так, как прочли в книге. Их мальчики довольно рано начали прислуживать в церкви. Иногда им приходилось возвращаться поздно на электричке. Отец Сергий рассказывает, что он никогда не учил своих сыновей каким-то специальным приемам борьбы, считая, что эти приемы не помогут. Поэтому отец Сергий с детства внушил детям, что спасти их может только молитва о вразумлении тех, кто желает драться. Мальчиков Теплоуховых уважали и никогда не считали трусами, несмотря на то, что те никогда не участвовали в драках. А если все же случалось, что мальчишки были биты, со слов родителей они знали, что получили по заслугам за какие-то грехи пред Богом.

На мой вопрос, советует ли батюшка своим прихожанам следовать их примеру в воспитании детей, священник сказал, что нет, это нелегко. У отца Сергия есть довольно четкие представления о том, какой должна быть школа. По его мнению, лучше всего, если это будет не воскресная, а церковно-приходская школа, естественно, только для тех, кто пожелает. Сначала в ней может быть только начальное обучение. Конечно, такая школа должна иметь штат аттестованных учителей, чтобы у школы был определенный статус, и дети по окончании этой школы могли бы спокойно перейти в любую другую государственную школу, если это потребуется. Образование, по мнению отца Сергия, можно дать достаточно интенсивно и быстро. Главное – заложить в маленьком человеке духовные основы.

Многие сейчас в православной школе пытаются воспитывать детей через театральные постановки, но отец Сергий и матушка Наталья против театра в школе, который является виртуальной формой: в спектакле дети живут не своей жизнью, а переживают жизнь и страсти каких-то героев, погружая в чужие страсти и других. В этом Теплоуховы видят огромную опасность для детской души. Собственно о лицедействе театра писали многие православные авторитеты. На мои слабые аргументы по поводу того, что удержать внимание современного ребенка так трудно, отец Сергий был непреклонен: «Миленькая, если мы хотим, чтобы наши дети серьезно жили в серьезной стране, а не в стране развлечений, то мы должны их ориентировать на какой-то труд, на какое-то делание. Ведь в крестьянских семьях детей никогда не ублажали. Дети с детства знали, что такое труд. Поэтому они научались любить эту землю. Представьте хотя бы на минуту, что наш святой праведный Иоанн Кронштадтский, обучаясь в церковно-приходской школе, занимался бы еще в театральном кружке. Это не укладывается в голове.

Наша беседа длилась несколько часов. Приходили к батюшке люди, спрашивали совета, уходили. За стенкой слышалось удивительное пение юной Людмилы, чай успевал не раз остынуть. Спокойный голос отца Сергия дополнял энергичный голос матушки, которую батюшка ласково называл «Наташенька». Слушая неторопливый рассказ священника, я думала, что если бы каждая семья строила свой дом на таком твердом основании, как делают это Теплоуховы, то нам не надо было бы переживать за наше общее будущее.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru