ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»≈ ¬  ј–≈Ћ»». —айт ѕетрозаводской и  арельской епархии

—траница јрхиепископа | »стори€’рамы | ћонастыри | —в€тые | √азета "—ретение" | јрхив
Ѕеседы о ѕравославии
|
ѕраздники | ѕравославный центр | √остева€ќбъ€влени€  | E-mail


—”ƒ Ќјƒ »»—”—ќћ ’–»—“ќћ

"ѕрииде час, се предаетс€ —ын „еловеческий в руки грешников"—уд над »исусом ’ристом, —ыном Ѕожиим, свершилс€ в п€тницу 14 нисана (по еврейскому календарю) в царствование императора “ивери€ в »ерусалиме. Ќачалс€ он ночью и завершилс€ ранним утром. ¬ мировой истории, полной несчетных уголовных разбирательств и процессов, этот суд уникален - был осужден на казнь вочеловечившийс€ Ѕог, »исус ’ристос.
—трого говор€, был не один суд, а три - —инедриона, »рода јнтипы и ѕонти€ ѕилата. ќбъ€снить это можно теми историческими обсто€тельствами, которые сложились в »удее к началу первого века. ¬ 63 году до н.э. еврейский народ в последний раз за долгую библейскую историю потер€л независимость и был отдан Ѕогом за грехи на этот раз в руки римл€н: они присоединили ѕалестину к своей восточной провинции - —ирии. »думе€нин »род (потомок »сава, брата патриарха »акова) получил от –имского —ената царскую власть над соседней с »думеей »удеей.
Ётот последний иудейский царь, жестокий и коварный, был первым в р€ду тех облеченных властью людей, которые добивались смерти »исуса ’риста: узнав от волхвов, что родилс€ ÷арь »удейский, он не остановилс€ перед страшным злоде€нием - убиением 14 тыс€ч младенцев до двух лет в ¬ифлееме и его пределах. —мерть его была лютой. Ќа одре своего нестерпимого недуга, в том великолепном и роскошном дворце, который он построил дл€ себ€ в тени иерихонских пальм, распухнув от болезней и сжигаемый жаждой, покрытый €звами на теле и внутренне палимый медленным огнем, окруженный крамольными сыновь€ми и хищными рабами, ненавид€ всех и ненавидимый всеми, жажда€ смерти как избавлени€ от своих мук и в то же врем€ не утоленный кровопийством, страшный всем окружающим и еще страшнее дл€ себ€ в своей преступной совести, пожираемый заживо могильным тленом, точимый черв€ми, как бы видимо пораженный перстом Ѕожественного гнева, после семидес€тилетней жизни злодейств и распутства, жалкий старик, которого люди называли великим, лежал в диком неистовстве, ожида€ своего последнего часа".
ѕосле смерти »рода царство раздробилось, и власть перешла к трем его сыновь€м: јрхелаю, »роду јнтипе и ‘илиппу. ѕоследний правил северо-восточной частью ѕалестины. »роду ћладшему достались ѕере€ и √алиле€, где »исус ’ристос прожил около 30 лет, до начала —воего ”чительства. јрхелай же вместе с »думеей и —амарией получил и »удею, в главном городе которой - »ерусалиме - произошло единственное в истории событие, ставшее центральным в деле спасительного искуплени€ человечества. Ќо јрхелай не значитс€ среди исторических лиц, ответственных за осуждение »исуса ’риста. »з-за притеснени€ своих подданных в 6 году н.э. он был лишен власти, а области, которыми он управл€л, были переданы римскому прокуратору, подчин€вшемус€ проконсулу римской провинции —ирии. ¬ласть прокуратора была неполной. ѕонтий ѕилат (26-36 годы н.э.) был п€тым со времени смещени€ јрхела€. ≈му принадлежала власть над »удеей и —амарией.
’от€ окончательный приговор »исусу ’ристу вынес ѕилат, несомненно, что главной силой в этом необычном судебном процессе был иерусалимский —инедрион, которому –им оставил право осуждать на смерть за преступлени€ против отеческих законов. Ќо решени€ —инедриона подлежали утверждению римским прокуратором. ѕриговор, вынесенный ночью 14 нисана, не был окончательным, поэтому »исус ’ристос с одного судебного заседани€ был ведом на другое. ≈сли бы вина обвин€емого была несомненна, то дело бы ограничилось двум€ процессами. Ќо ѕилат легко увидел злонамерение тех, кто добивалс€ смерти загадочного дл€ него ”зника. »з затруднени€ он пыталс€ выйти формально-юридически, отослав »исуса ’риста к »роду јнтипе, которому также дано было право суда, так как осужденный —инедрионом ѕроповедник был родом из √алилеи. Ќо идумейский правитель на суде над »исусом ’ристом не вынес никакого приговора и вернул ”зника ѕилату, которому предсто€ло теперь определить окончательно судьбу ѕодсудимого. »так, над »исусом ’ристом в течение нескольких часов были совершены три суда и вынесены два приговора.
„то представл€л собой ¬еликий —инедрион, первым осудивший —пасител€? —амое раннее упоминание о нем имеетс€ у »осифа ‘лави€ в "»удейских древност€х" (XIV, 9, 3-5), в том месте, где рассказываетс€ о покорении ѕалестины ѕомпеем (около 55 года до н.э.), но нет оснований с этим первым упоминанием св€зывать врем€ возникновени€ —инедриона. ¬ ¬етхом «авете названи€ этого судебного органа мы не встречаем. ќднако в книге „исел есть место, которое некоторым исследовател€м дает повод говорить о древнем происхождении —инедриона: » сказал √осподь ћоисею: собери ћне семьдес€т мужей из старейшин »зраилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрани€, чтобы они стали там с тобою („исл. 11, 16). Ќо это мнение исторически не документировано. √реческа€ этимологи€ (synedrion; от syn - вместе, и hedra - седалище) этого слова скорее всего указывает на по€вление этого учреждени€ в эллинистическую эпоху. „ленство в —инедрионе было пожизненным. ¬месте с председателем, которым был первосв€щенник, число его членов составл€ло 71. — уничтожением царской власти реальные права этого учреждени€ выросли.
¬ интересующую нас эпоху —инедрион мог судить первосв€щенника, лжепророка и вообще рассматривать религиозные преступлени€. “олько с согласи€ —инедриона могла быть объ€влена война. Ќар€ду с иерусалимским ¬еликим —инедрионом существовали провинциальные синедрионы. —инедрион времен римских прокураторов внешне продолжал еще хранить традиции древнего —овета старейшин, но дух в нем был уже иной: по€вилс€ тот бездушный религиозный формализм, который прин€то называть законничеством. “он в —инедрионе задавали соперничавшие друг с другом фарисеи и саддукеи. ѕервые видели спасение своего народа в строжайшем соблюдении закона и хранении предани€. ѕоначалу фарисеи составл€ли ту часть образованного общества, котора€ выдел€лась нравственным авторитетом и ревностью в соблюдении закона, данного Ѕогом через пророка ћоисе€. ‘арисеи держались —в€щенного ѕисани€, имели веру в бессмертие души, воскресение из мертвых, посмертное возда€ние. Ќо постепенно, утрачива€ дух подлинной религиозности, они стали сводить ее к многочисленным и мельчайшим обр€довым предписани€м. ќт€гчив быт иудеев различными регламентаци€ми (особенно в отношении субботы), они про€вл€ли нередко казуистическую изобретательность дл€ совершени€ разных дел без нарушени€ закона (например, допускалось работать в субботу одной рукой).   новозаветным временам дл€ типичного фарисе€ были характерны гордость: (вспомним евангельскую притчу о мытаре и фарисее), самомнение, презрение к люд€м. »исус ’ристос сурово обличает фарисеев как сынов погибели: »бо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в ÷арство Ќебесное (ћф. 5, 20).
—аддукеи не верили в будущее воскресение мертвых, их жизнь ограничивалась сугубо земными интересами. ¬ —инедрионе решающий голос принадлежал именно саддуке€м, из них избирались и первосв€щенники. ѕри всем своем соперничестве с фарисе€ми они были едины с ними в ненависти к Ѕожественному ѕроповеднику, так как »исус ’ристос в своих проповед€х резко обличал тех и других, учил беречьс€ закваски фарисейской и саддукейской (ср.: ћф. 16, 4-6).
Ѕыли и еще люди, которые искали гибели творившего чудеса ѕроповедника. Ёто так называемые "иродиане" - защитники интересов династии »рода. —отрудничество с римл€нами было дл€ них одним из средств дл€ достижени€ политических целей. Ќенависть их к »исусу ’ристу была в определенном смысле "династической". ÷арь »род, вид€ в родившемс€ в ¬ифлееме ’ристе угрозу своему царству, учинил избиение младенцев от двух лет и ниже (ћф. 2, 16). “ридцать лет спуст€ защитники династии »рода имели те же опасени€ и потому были исполнены ненависти ко ’ристу - ÷арю »удейскому. »менно их вместе с учениками своими фарисеи посылали ко ’ристу (см.: ћф. 22, 16) с целью уловить ≈го, обвинив в отказе подчин€тьс€ кесарю. ћы знаем, что √осподь разрушил их лукавые планы, когда указал на изображение и надпись на динарии сказал: отдавайте кесарево кесарю, а Ѕожие Ѕогу (ћф. 22, 21). "»родиане" и ученики фарисеев удивились ответу и отошли.  огда же первосв€щенники и книжники привели »исуса ’риста к ѕилату дл€ утверждени€ смертного приговора, они обвинили ”зника в том, что ќн развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называ€ —еб€ ’ристом ÷арем (Ћк. 23, 2), что €вл€лось €вным лжесвидетельством и клеветою.
ѕодчиненное положение »удеи –иму обусловило существование двух систем судопроизводства: еврейской и римской. „ерез оба суда должны были проходить лица, которые обвин€лись в религиозных преступлени€х и по еврейскому закону осуждались на смертную казнь. —мертный приговор должен был быть утвержден прокуратором уже на основе римского закона. —истемы судопроизводства существенно различались: вот почему члены —инедриона, осудив »исуса, не открыли ѕилату своего приговора, а выдвинули против Ќего иное, расчетливо продуманное обвинение политического характера.≈врейское право в своей основе имело Ѕогооткровенный источник: закон был дан еврейскому народу Ѕогом через пророка ћоисе€ и записан в —в€щенном ѕисании. Ќо √осподь не только дал закон еврейскому народу, но и открыл ему —еб€ как —удию. ¬ видении ќн сказал јврааму, что потомки его будут угнетаемы четыреста лет, но я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении (Ѕыт. 15, 14). ¬ ¬етхозаветной истории Ѕог выступает как —уди€ еврейского народа; судь€ же, которого избирают люди, исполн€ет волю ¬ысшего —удии, то есть Ѕога. ѕророк ћоисей говорил своему народу, странствующему в пустыне в поисках земли обетованной: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Ѕожие (¬тор. 1, 17). —в€щенное ѕисание предписывает судь€м руководствоватьс€ правдой Ѕожией, быть справедливыми как к малым, так и к великим. Ёто делало судейскую должность не только особо почетной, но и чрезвычайно ответственной.
≈врейское уголовное право было основано на принципе талиона (возмезди€) за преступление. ¬ “оре принцип талиона формулируетс€ весьма конкретно: кто совершит убийство, должен быть предан смерти; кто сделает повреждение на теле ближнего, тому должно сделать то же (ср.: Ћев. 24, 17-20). »исус ’ристос в Ќагорной проповеди отменил талион: ¬ы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". ј я говорю вам: не противьс€ злому. Ќо кто ударит теб€ в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судитьс€ с тобою и вз€ть у теб€ рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит теб€ идти с ним одно поприще, иди с ним два (ћф. 5, 38-41). √осподь заключил с людьми Ќовый «авет, открывающий им врата ÷арстви€ Ќебесного. Ётим не нарушалс€, а исполн€лс€ древний закон. ¬етхий «авет приуготовл€л богоизбранный народ к прин€тию нового обетовани€.
¬о ¬торозаконии принцип талиона примен€етс€ и к случа€м лжесвидетельства: ≈сли выступит против кого свидетель несправедливый, обвин€€ его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых т€жба, пред √оспода, пред св€щенников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышл€л сделать брату своему (¬тор. 19, 16-19). ¬ суде же над »исусом ’ристом это нарушалось неоднократно: лжесвидетельствовали не только многие приглашенные на заседание —инедриона дл€ дачи показаний, но и сами первосв€щенники, €вившиес€ к ѕилату дл€ утверждени€ смертного приговора.
≈врейское уголовное право предусматривало наказание за убийство, за преступлени€ против свободы личности, против религии и нравственности, против собственности. ¬ теократическом еврейском государстве не было различи€ между нравственной и юридической нормой. «аконы предполагали наказани€ за поступки, которые в секул€ризованных обществах вызывают лишь моральную оценку. Ќапример, прелюбоде€ние, которое в ≈вропе XVIII века романтизировалось в литературе, в еврейском обществе было т€желым преступлением, виновные в котором побивались камн€ми.
¬ обществе, где религиозное начало было определ€ющим и пронизывало все сферы жизни, преступлени€ против религии занимали особое место. ћоисеево ¬торозаконие повелевает побить камн€ми вс€кого, кто совращает другого в €зычество, ибо он покушаетс€ отвратить ближнего от √оспода (¬тор. 13, 10). —урова€ кара предусматривалась дл€ впавших в идолопоклонство (13, 12-16). ѕророк ћоисей требовал отвращатьс€ прорицателей, гадателей, ворожей, чародеев, заклинателей духов, волшебников, вопрошателей мертвых (как древен спиритизм!): ибо мерзок пред √осподом вс€кий, делающий это, и за сии-то мерзости √осподь Ѕог твой изгон€ет их от лица твоего (¬тор. 18, 12).
—читались т€желыми преступлени€ми хула на Ѕога, оскорбление св€тыни словом или делом, лжепророчество. ќбвинение »исуса ’риста в богохульстве родилось среди книжников во врем€ исцелени€ расслабленного, которого за многолюдством спустили в дом, где находилс€ ’ристос, через разобранную кровлю (ћк. 2, 3-7). “ак как болезнь есть следствие греха, то —паситель, прежде чем исцелить недужного, простил ему грехи, то есть поступил, как Ѕог. Ёто и €вилось причиной подозрени€ ≈го в богохульстве. ќткрыв помыслы книжников, ’ристос показывает им, что он не только отпускает грехи больному, но и имеет власть совершать чудо исцелени€. ќн опровергал обвинени€ в богохульстве многочисленными знамени€ми, которыми сопровождал —вою проповедь: изгон€л бесов, воскрешал мертвых, умножал хлебы, приказывал ветрам. ¬озможно, именно по этой причине на заседании —инедриона обвинение в богохульстве прозвучало не сразу. —в€той евангелист ћарк, подробнее других описывающий ночное судебное заседание, сообщает о том, что книжники пытались найти свидетелей против ”зника: и многие лжесвидетельствовали на Ќего, но свидетельства сии не были достаточны (ћк. 14, 55-56). » лишь после того, как на вопрос первосв€щенника: “ы ли ’ристос, —ын Ѕлагословенного? - ’ристос ответил: я (ћк. 14, 61-62), первосв€щенник  аиафа, разодрав одежды, признал »исуса повинным смерти за богохульство. ѕосле этого —инедрионом не было сделано ничего дл€ опровержени€ утверждени€ ’риста, что ќн - —ын Ѕожий.
ћежду тем “ора предписывает вполне определенно: разыщи, исследуй и хорошо расспроси (¬тор. 13, 14). ѕервосв€щенникам не надо было ничего исследовать, так как они были очевидцами многих »исусовых чудес, а некоторые из них совершались на их глазах в храме. ѕоскольку чудотвор€ща€ сила галилейского ѕроповедника про€вл€лась на глазах у всех, то весь народ спрашивал: не это ли ’ристос, сын ƒавидов? ‘арисеи и книжники в ответ на это прибегли к клевете, за€вл€€, что ќн изгон€ет бесов силою веельзевула (ћф. 12, 24). Ќа заседании —инедриона официально такое обвинение выдвинуто не было.
Ќарод вр€д ли поверил бы этой клевете: благодатные последстви€ чудес были очевидны. »исус ’ристос призывал судить вс€кие дела по их плодам: признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым (ћф. 12, 33). “ем же, кто пыталс€ опорочить ≈го в глазах народа утверждением, что ќн творит чудеса силою кн€з€ бесовского (веельзевула), ќн сказал решительно и определенно: вс€кий грех и хула прост€тс€ человекам; а хула на ƒуха не проститс€ человекам, если кто скажет слово на —ына „еловеческого, проститс€ ему; если же кто скажет на ƒуха —в€того, не проститс€ ему ни в сем веке, ни в будущем (ћф. 12, 31-32).
≈вангелисты рассказывают о намерении фарисеев и книжников погубить »исуса ’риста за нарушение поко€ субботы. ” евреев суббота - седьмой день недели и установлена в пам€ть о —едьмом дне после шестидневного сотворени€ мира, поэтому суббота должна проводитьс€ в покое и быть посв€щена Ѕогу. —облюдение субботы €вл€етс€ четвертой заповедью Ѕожией в ¬етхом «авете. “ора строжайшим образом предписывала соблюдение этого дн€. √осподь через пророка ћоисе€ сказал сынам »зраилевым, что делающий дело в субботу и тем самым оскверн€ющий ее предаетс€ смерти (»сх. 31, 12-17). ¬  ниге „исел есть рассказ о собиравшем дрова в день субботний: он был побит камн€ми („исл. 15, 32-36). Ќадо отметить, что запрещалс€ труд дл€ себ€, в цел€х получени€ какой-нибудь выгоды.
’ристианска€ ÷ерковь установила "субботний" день в воскресение - в пам€ть востани€ из гроба расп€того ’риста, победившего смерть и разрушившего силу ада. ќднако хранение воскресного дн€ у христиан не носит юридического характера, но в духе евангельского учени€ предполагает молитвенный труд и праздничное настроение.»исус ’ристос совершал в субботу многие исцелени€. Ќесомненно, что ќн хотел обличить извращенное, законническое понимание фарисе€ми Ѕожией заповеди. √осподин субботы, напомнивший им, что св€щенники в храме нарушают субботу, однако невиновны (ћф. 12, 5), обвинил книжников и фарисеев в лицемерии: кто из вас, име€ одну овцу, если она в субботу упадет в €му, не возьмет ее и не вытащит? —колько же лучше человек овцы?! »так можно в субботы делать добро (ћф. 12, 11-12). Ќарод радовалс€ и дивилс€ ≈го словам.
¬ этом заключаетс€, по-видимому, объ€снение, почему упреки в нарушении субботы не были предъ€влены в качестве обвинени€ на суде. —ледует упом€нуть также о попытке расправитьс€ с »исусом ’ристом без вс€кого суда: в галилейской синагоге его проповедь вызвала €рость присутствовавших; и они, выгнав ≈го из города, повели на вершину горы, чтобы сбросить с нее, но ќн, пройд€ посреди них, удалилс€ (Ћк. 4, 29-30): врем€ ≈го страданий и искупительной смерти еще не пришло.
* * *
ќбщие принципы еврейского судопроизводства существенно отличны от современного, сложившегос€ в результате многовекового вли€ни€ христианства. «а этим расхождением кроетс€ глубокое принципиальное различие мировоззрени€, отношени€ к человеку и его жизни.
≈врейский народ был ведом Ѕогом,  оторый €вл€лс€ дл€ него не отвлеченным јбсолютом или созерцающим –азумом, а живой всемогущей Ћичностью. Ѕог - податель люд€м вс€кого блага. «ло происходит от человеческого своеволи€, когда люди уклон€ютс€ от свыше указанного пути и нарушают данный Ѕогом закон.  онечна€ цель судопроизводства - поддержание богоустановленного пор€дка. “ака€ система права, будучи весьма эффективной в соблюдении справедливости при разборе уголовных дел, возлагает исключительную ответственность на судей. »х религиозное сознание должно быть неотделимо от юридического. „ем прочнее вера, тем стабильнее законность. » наоборот, ослабление и искажение религиозной веры, подмена истинного духа веры обр€дом имеет следствием и юридический формализм, ведущий к отступлению от закона.
’ристианство сохранило ветхозаветное понимание Ѕога как высшего источника пор€дка на всех уровн€х общественной жизни. Ќовое, что открыло ≈вангелие люд€м, пребывающим в своем земном отечестве, это - иное ќтечество - ÷арствие Ќебесное. ¬ера в него, стремление жить по законам этого нового, духовного ќтечества (по заповед€м Ѕожиим) не отмен€ет об€занности подчин€тьс€ законам земного отечества. »исус
’ристос, вз€вший на себ€ грехи мира и искупивший нас на  ресте, не освободил нас от несовершенства плоти, €вл€ющегос€ результатом грехопадени€, плоть человека подчинена земной власти. Ќо это существование двух сфер, в которых должен жить христианин (≈вангелие в р€де мест указывает, что ÷арствие Ѕожие приблизилось, оно внутрь вас есть (Ћк. 17, 21), а не принадлежит только будущему веку), не должно вести к раздвоению человека, быть неразрешимым противоречием, так как учение ’ристово €вл€етс€ основанием и дл€ земного устроени€ общества.
Ќравственный и правовой строй земного ќтечества должен быть подчинен Ѕожественному закону. ѕо слову св€тител€ √ригори€ Ѕогослова, "пор€док устроил вселенную, пор€док держит и земное и небесное... ѕор€док отличил нас от бессловесных, соорудил города, дал законы, почтил добродетель, наказал порок, изобрел искусства, сочетал супружества... ѕор€док есть матерь и ограждение существующего..." »менно благодар€ такому, свыше установленному единству становитс€ возможна жизнь в земном отечестве по законам ќтечества Ќебесного. —облюдение этого единства позвол€ет построить отношени€ между ÷ерковью и христианским государством на принципе симфонии, который был реализован в ¬изантии и допетровской –уси.

¬ доктрине естественного права, возникшей в XVII веке в ≈вропе, выразилась обща€ тенденци€ к секул€ризации общества, обусловленна€ упадком религиозности. ¬ера €вл€етс€ универсальным свойством человеческой души, сотворенной по образу и подобию Ѕожию, и если подлинна€ вера - вера в Ѕога - утрачиваетс€, по€вл€етс€ ее эрзац - вера в человека, науку, в возможность устройства совершенного общества без Ѕога. Ќалицо несомненный гедонистический соблазн, мировоззренческий срыв и подмена. Ќо векова€ религиозна€ традици€ продолжает оказывать свое воздействие на утратившее веру в Ѕога человечество, и натурализаци€ права, выведение нравственных и юридических норм из природы человека не измен€ют существенно реального правового пор€дка, который существует на почве, возделанной и удобренной христианством.
–елигиозные ценности через преемственность сознани€ и весь строй культуры даже в секул€ризованном обществе остаютс€ реально значимыми, продолжают регулировать правовые нормы. Ќравственно-правовой пор€док зиждетс€ на том, что, кроме земного закона, у людей есть Ѕогом данное чувство и сознание законности. ƒл€ естественнонаучных, деистических и материалистических доктрин здесь камень преткновени€. ’ристианство же понимает человека как творение Ѕожие, учит о Ѕожественном откровении, которое он получает от рождени€. —в€той апостол и евангелист »оанн Ѕогослов говорит о ’ристе как о —вете, который просвещает вс€кого человека, приход€щего в мир (»н. 1, 9). ѕрежде чем человек предстанет перед судьей, наделенным земной властью, он предстает каждый день перед судьей, которого имеет в себе (по-слав€нски - со-весть, со-вестник).
—в€той праведный »оанн  ронштадтский, опытно постигший законы духовной жизни человека, отмечал, что "в мире действует непрестанно нравственный закон Ѕога, по которому вс€кое добро награждаетс€ внутренне, а вс€кое зло наказываетс€: зло сопровождаетс€ скорбию, теснотой в сердце, а добро - миром, радостью и пространством сердца". Ётот закон неизменен: он закон ¬сесв€того, ѕраведного, ѕремудрого и ¬ечного Ѕога". Ётот закон распростран€етс€, естественно, и на область правосознани€. Ћюди нередко твор€т волю Ѕожию и, не зна€ ≈вангели€. Ќо одного "естественного" откровени€ недостаточно. ќбщество, лишенное духовного водительства ÷еркви, постепенно приходит к скрытому и €вному идолопоклонству, когда стремление к благам земного мира (имущество и деньги, комфорт и развлечени€, власть и земна€ слава и проч.) становитс€ определ€ющим началом жизни. ѕо такому пути пошла западна€ цивилизаци€.
≈врейское судопроизводство было классической системой права, основанной на —в€щенном ѕисании, в котором Ѕог €сно и точно через пророков установил —вою волю. ћы подошли к центральному вопросу нашей работы: почему же иерусалимский —инедрион, имеющий столь высокую правовую традицию и об€занный судить по законам, осв€щенным авторитетом ѕисани€, совершил вопиющее беззаконие и осудил »исуса ’риста в нарушение основных требований еврейского судопроизводства. –ешение этого вопроса предполагает выход за пределы сугубо правового исследовани€ и обращение к св€щенной истории еврейского народа.
ѕоиск ответа на него неизбежно подводит нас к важнейшей проблеме противосто€ни€ вечного и временного, небесного и земного, ÷арстви€ Ѕожи€ и царства мира сего. ¬ долгой истории еврейского народа три с лишним дес€тилети€, начина€ с последнего года правлени€ »рода —таршего и до исследуемого нами де€ни€ иерусалимского —инедриона, были особыми. Ёто были годы "исполнени€ времен". Ќе только в »ерусалиме, но и в других местах ѕалестины люди ждали предвещанного пророками ћессию. ѕервым из многочисленных пророчеств о приходе в мир ’риста, содержащихс€ в ¬етхом «авете, надо назвать пророчество ƒаниила, предсказавшего даже год смерти —пасител€. ¬от это знаменитое место:  огда € еще продолжал молитву, муж √авриил, которого € видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулс€ мен€ около времени вечерней жертвы и вразумл€л мен€, говорил со мною и сказал: "ƒаниил! теперь € исшел, чтобы научить теб€ разумению. ¬ начале молени€ твоего вышло слово, и € пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение. —емьдес€т седмин определены дл€ народа твоего и св€того города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакони€ и чтобы приведена была правда вечна€ и запечатаны были видение и пророк, и помазан был —в€тый св€тых. »так знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении »ерусалима, до ’риста ¬ладыки семь седмин и шестьдес€т две седмины; и возвратитс€ народ и обстро€тс€ улицы и стены, но в трудные времена. » по истечении шестидес€ти двух седмин предан будет смерти ’ристос, и не будет; а город и св€тилище разрушены будут народом вожд€, который придет, и конец его будет как от наводнени€, и до конца войны будут опустошени€ (ƒан. 9, 21-26).
ѕо€сним это пророчество. ¬ еврейском летоисчислении использовалось пон€тие "седмеричное врем€" (шивуа), которое могло заключать в себе как неделю, так и семилетие. “ака€ седмина завершаетс€ "субботним" (седьмым) годом. —емьдес€т седмин в таком понимании дают 490 лет. Ёто срок дл€ "окончани€ преступлени€". –ечь здесь идет об искуплении ’ристом —пасителем людей, нарушивших волю Ѕожию и совершивших грехопадение. ¬ пророчестве пр€мо указан ћесси€ (помазан был —в€тый св€тых). „тобы вычислить указанные здесь сроки, обратимс€ к историческим источникам, сообщающим о восстановлении города »ерусалима, павшего в результате вавилонского разорени€ (586 г.; по другой хронологии - 587 г.). ќтсчет семидес€ти седмин (490 лет) начинаетс€ с даты восстановлени€ »ерусалима. ”каз о восстановлении дан был јртаксерксом ƒолгоруким в 20-й год его царствовани€. ѕоследний вступил на престол между 18 декабр€ 465 года и 18 декабр€ 464 года до н.э. —едьмой год его царствовани€, с которого начинаетс€ отсчет седмин, приходитс€ на 458 или 457 год. ќт этого срока до времени €влени€ ’риста ¬ладыки должно было пройти 69 седмин (483 года). »исус ’ристос начал проповедовать в возрасте около 30 лет (Ћк. 3, 23), то есть примерно в 25 году н.э. —ледовательно, от указа јртаксеркса о восстановлении города и до пришестви€ ћессии прошло 483 года.
Ќазван в ¬етхом «авете и ѕредтеча гр€дущего ћессии: ¬от, я посылаю јнгела ћоего, и он приготовит путь предо ћною, и внезапно придет в храм —вой √осподь,  оторого вы ищете, и јнгел завета,  оторого вы желаете, вот, ќн идет, говорит √осподь —аваоф (ћал. 3, 1). ∆ители ѕалестины знали —в€щенное ѕисание и в »оанне, проповедовавшем пока€ние, видели предвещанного пророками јнгела пока€ни€: со всего »ерусалима, всей »удеи и всех окрестностей »орданских приходили они к нему.
»з ѕисани€ было известно место рождени€ ћессии (¬ифлеем), колено (»удино) и род (ƒавидов), из которого ќн произойдет.  нижники тщательно изучали все такие места у пророков, чтобы прин€ть истинного ћессию и отвергнуть ложного, если таковой €витс€. ќднако дл€ правильного понимани€ пророчеств, внушенных —в€тым ƒухом, была нужна не начетническа€ эрудици€, а чиста€, незамутненна€ вера, всецела€ обращенность к Ѕогу. ѕредставлени€ об ожидаемом ћессии у иудеев того времени соответствовали их нравам и господствующим жизненным настроением. "ѕочти все начали ожидать в лице ћессии всемирного завоевател€, который дл€ того и €витс€ во всем могуществе ѕосланника Ѕожи€, окруженный знамени€ми и чудесами, чтобы низложить и упразднить все тогдашние царства на земле, составить из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны зан€ть первое место и быть ≈го наперсниками.  райние притеснени€ от царей, сирийских, египетских и, наконец, от римл€н еще более усиливали в иуде€х таковое ожидание: чем более терпели в насто€щем, тем больше наде€лись на будущее. ћежду прочим, воображали, что пришествие ћессии должно быть предварено €влением »лии, имеющего помазать ≈го на царство, »еремии, »саии и многих других пророков.  асательно лица ћессии существовало у многих грубое заблуждение, состо€щее в том, что ќн будет человек, подобный прочим, только с необыкновенными силами и дарами от Ѕога; другие представл€ли ≈го существом высшим, но, однако, не Ѕогом... ѕлодами пришестви€ ћессии почиталось, между прочим, немедленное чудесное собрание в ѕалестину иудеев из рассе€ни€ их по всему свету, не исключа€ и дес€ти колен »зраилевых, изведение из ада и воскресение всех умерших иудеев, восстановление царства ƒавидова, обновление »ерусалима и устроение нового великолепного храма, покорение всех народов иуде€ми, учреждение великолепных вечерей, чрезвычайное плодоношение земли, уничтожение болезней и смерти и прочее".

»скаженное грехом сознание не заметило тех мест из ¬етхого «авета, в которых даны духовные черты обетованного ћессии: —е ÷арь твой гр€дет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сид€щий на ослице и на молодом осле, сыне подъ€ремной (3ах. 9, 9); ¬от, ќтрок ћой,  оторого я держу за руку, избранный ћой, к которому благоволит душа ћо€. ѕоложу дух ћой на Ќего, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса —воего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна кур€щегос€ не угасит; будет производить суд по истине (»с. 42, 1-3; ср. ћф. 12, 20).
ƒело осложн€лось еще тем обсто€тельством, что »исус ’ристос был в глазах людей галиле€нином. Ѕытовало убеждение, что из √алилеи ’ристос прийти не может (ср.: »н. 7, 41). “ак и ответил ‘илиппу лишенный вс€кого лукавства призываемый на апостольское служение Ќафанаил: из Ќазарета может ли быть что доброе (»н. 1, 46). Ќо »исус ’ристос, строго говор€, галиле€нином не был. ќн родилс€ в иудейском городе ¬ифлееме и принадлежал к царскому роду ƒавида. ¬прочем, если бы даже ’ристос родилс€ в »ерусалиме, отношение к нему вр€д ли было бы иным, €Ў€аJFIF€џC   '!%"."%()+,+ /3/*2'*+*€џC  ***************************************************€јР"€ƒ €ƒµ}!1AQa"q2БС°#B±ЅR—р$3brВ %&'()*456789:CDEFGHIJSTUVWXYZcdefghijstuvwxyzГДЕЖЗИЙКТУФХЦЧШЩЪҐ£§•¶І®©™≤≥іµґЈЄєЇ¬√ƒ≈∆«»… “”‘’÷„ЎўЏбвгдежзийкстуфхцчшщъ€ƒ €ƒµw!1AQaq"2БBС°±Ѕ #3Rрbr— $4б%с&'()*56789:CDEFGHIJSTUVWXYZcdefghijstuvwxyzВГДЕЖЗИЙКТУФХЦЧШЩЪҐ£§•¶І®©™≤≥іµґЈЄєЇ¬√ƒ≈∆«»… “”‘’÷„ЎўЏвгдежзийктуфхцчшщъ€Џ ?с[Хоwјб%2n-ЈzZм4Ыhѓ%]Nтx»ґЄEєСYT"v≤а|«=}}+Ф≤≤wћHVВ!*УУСЬqПѓzUєZ4P…3>ае@щ€]‘е ЃћкGЩўGЛхЂKЎ√No№ƒ∆FaТ ∆ фJзmµЫЄЮ'уLЮNvЂ Р6ауяЈ°•Yџ\^ИQ$ЄҐWЄHЎщ-ГЬг∞лхђэv{I6≤$ƒ•д #БЯп`уW'/в\И(/ЁЎ…,Ig'У…ЃЈI–ТM^„N’°ТўжE±&\±БЁЬr…м+'¬rйрxЪќгX`,аc#Ж]ЅИщ≈jxѓ≈pлЪ¬ѕ¶Z5іqНЮb;ОА€≥«Ф9Rї4Я3|®Ѕ‘мEО•qjО%тN !»3»гМвіtMк÷≤ШЏ#3ґ»ьй6ые@<ЮЊ¬іa÷o?б)c°Џ¬4жНЃnВдУЯФ0=A#$sXZ~µq•кЯnЈЎ%…%@јдз†йGє]м≈y 6[°У<ЦЖk;Ш≥∞Њd√) Я√Ь’Н6Kiо іiНіLW2Фkз©>ЬЮ{ ±:jю#÷≠еЇ±Тk≠G" НЮvГяля±£jЏ,р¶≠hmџfЬ®8з„≠-SЇЎz5gєЎиЪOw5µіґТЫB.m/¬Нјоо?Из@≈` Uњ’g±їЮFЊ7.$ХYeVфЅгш±Я®ђ¶:ЮШ±\іrЏщ Dl”ЅзµgЉТK!О3О*ЭDХђLiљ]ѕFсgЗ`р«Жl q-ƒп<Ђ<Л`}qА1„УXKye£Ш..дЕ`Лt 7ЖыєќxSя©5Нµ©}ИЏ5№ПjЦ«p ”°¶Ћ,rE302\≥s&–™9ќ:д€*NҐ{ A≠ЋZґЭqi|Сё дIЪ≠≥¶Іj’ХЮ•y£nЖX-ЅA18Лg∆I}*µМрI®E-в ƒJ…Ьбр:vьE[Kиn/eґ≤Dі[Ц«Ф7ёxјф8ъqRє\Ј)уZƒ≥i;^ё_Hl•≥О1ЕVУЌРаm'<9ѕиjЌНґІв(tэ6ƒЂOj°(TgvNxм}тq^Яiа;;≠ќmJвtЇ*ЖвDbЮjОКЋУ»h=xл\;;Дї 2°т±–еЖqГ∆1ѕ≠ѓ±ГяS?≈цъ]ЭЁЃ£Ђlы3ж ©ƒМy]«†ЈzњбIі©,ё=О’yFCчЗNGPr‘ ж°сfЬЏґС<Ю\≈-ЅСн№б_fJСАIй–`ЬуVЉ}¶]йio¶GoИ°дґДSw<зЮ§ю5MыҐKSwнFЏ|т,бoЅi$ ∆:П_•≤MxШ:М;÷Ъ{J n3h≈©vQЈЏ™дXЛh†≠KґНі\,VТ%Т6GP √ ІЄ5QЦџLµƒ"ЈAЯ-:(оpnх§W÷™ёD≤[:4k"СВг≠4јгф{НK]÷5µ*ЅnЛ≤Вƒ1мkІ[O2√мчБe№•\БАs€÷ђЋљт џ;≠@СACд;]KьƒОш^ЯН(÷фџЫwСdО]JS; bрTЈLОЭ0jџКЏµм~”вы6ЪѕeТЕa€ЦC1ъУ“ЮжMS√≥5Ъ\Zё*Р•°Ўы±иG О8≠”qnиёaЏє*DЛБЯ«≠Vїљ6Ті”Њ¬∞оi2r≠Я»М~?Э+∞–з`/m°µљюЬюhП» ЕY]@$0R@!sя s>$їЪ ÷3n/.c6{ь÷ѕпPPzгС«ZУ\”µЛ≠V‘  й&иƒR0уb«8Py ыуй]ЖфщЃ,о£’£€EС"HвЁыђl1М†Ь{~T^гµµ<тЋYgИ!h•у$H√:Lћ .nbGЁlгж#£љfYЏZ^лК“іV„1і≤ ЎЕSУјr3]ЊЭҐш~+Ђх{ґ±’№…љ#ШЖLУХфd<’жs%ЉмD∞ ≥nFRєјиFzgЄь+)YZж–÷ц5uЭ“ 8џMЊу•ЈЬт0џЉcr∆1РzЬЮ’Дмђ$‘п!÷— %p≤щrg®јияJMkRµЦ51E%ђ–HT@СЕПi»'vsУй“єщ!;юBЌґ0з xх>ЯХCiNйh\Sp≥gI©[%ќЧi5Ф• •ѓЏ]6ҐВЎ∆:ЧќzЎрЊУ¶№Ёѕ®AЧv∞√ЫЖ{РМЃўќд∆x…аОµ≈µйЪ№ ФЉМнєЛ™гЕSЮЮ’%ЖЈsca5ђ` iT§™ уллБСT™EHNЬЬlНmN√Dі”U÷$їњЭы<,qдх'ЄW&GЌО†wЃГIрЦ°ЃБ=ђi≥ђПу7*є(]№t5Д—≤cГТW“≤Эёґ±ђ4“ч#4M НИ•OЄч°ћr3ї»еКдgТЌя4ѕ'КnяЫЮШ®ЊЦ4†ЦЂы¶h∆ё:Хlз>г≠A’©џ∞№ЃFyозЖвШЏjsіR=Фv≈&*@\Ј ТOѓџ#ЖYАКшќќ©∆MSКrфЫPх%‘≠V„ыF-CUґXZ‘-ђQдЌjыBГ†#®в£ір№С-нёІy<„ЙтnpАА@'ГЪзѓЉ%©шЛ∆ZНт\«СqVQЋМАX з©lе„хЦ¬ЌЃ£Очнў6хVНЖ’;њ.яxzUя]QЯ.Ъ3+ƒЊw”U≥‘d‘§АnШHrе2rF?Д«рЃ O±џxJѕ[‘хїШK№C<Цпќb€TЄxz÷Щ©x.K{1-≤щЖ0Ћ0V»,§еЗ}њЭsќЯ?љtB|ЮмЩћ[#ќ∆I#@WўРЛР3О€J“}аъ[ig” ЦdwЦRєдфъvЌ5ЃОЙzЋ;ЙC…(» х_qэkЃ‘5љЎн\•нЗК|i{`n“Лki6EqДч@aЬ1мpqЪ…ЇkП k≤«v»ЪКРќ%-Р ЈОГ>†q]-љ[ЎЅE5nІҐ|RЗeљ™;/У'ъ√,§yЄaД»ыЉз”5/Г/∆±’А≥0ЏХdMН≤RгkЬф`P^rz÷'ЛьWkв$kѕs…ѕЫЦcћ9;Ф м|6СІh÷6ц≤ѓЫ<*уР≤DеsЈЮДъэ™w∞4єNkBВ]#∆УiZђK%Р_≥Й&УLр6Ѓ–§` «PGфѓLЈ—мm6ґЈHМhcPЬ У«~Fs\ЧО|"ъћЦЇОЩе"¬жkњ/%зЏ>RбИЅгѓZлфyЃn4»dљБaШ®;ЮЭОv=)…Ё\V-нђЄ≠,bчћ[В™”JЛq№УВWМ?≠WЉГEГDsk!ЦщЬ.«bBqуmQьќk@и\иqЋkg<ЧУјтЉ+тщQ.Iѕ0«®М¬±∞Љ‘/бGhнёPƒK7pЩA#хЌ`щ≠k\ўrоK Кс#-≤] АСЧ!ФЬА хгО«5њwЂй:cџ9ОPввBСЂ √СчOћљ¬°ґ”-√у^мВA%Ї√ЛqеШ.ьЌуcwLслп\ннеЌл…#ЇѓЮщ"1 8a”µ?б≠B№пB±LПж2GulЊ\Q,EЕќ ѕћ?ЛЯƒ l÷±«zZ$a™УдS∆GLМж≠НSuЋ∆вЏўd>_оFcП)|ѕLы”nмф√%©ЗRТсB(Ыd,Jтwmќ0ј<ыRqR^йjM=D”µс¶J„Pnыz`fб"∆}9n<`ацђgШЋ&жкNMYЉБ§Є-ЧўР1М …zчх™X9Ь{TIљН"Ци}¬ОyКНдЌї;qJг<ВM*нM•2є5%МИ~сH=z≥q PЄOёC#3№~µ[ѓ≥Іi±L$H„нч[южНЙW=y`®дрjгУ'mNЏ¬t’љЩеµµWТ)"Q јw7gќxЌ[є“tkkY/фыП*жMоИЈC`РЄ8dфу\ЖЗ®≠∆†lоб[Ў№mGХП^[€x∞ф≠џЙZЃП%оЩЖ№”ƒK¬≈ 2e±яПzф#$÷ЗЫ(…;3Эсv©4ґ~Ц„"uµ ƒ°NO AЮ=zfєЂ{vЩ±%АЌX’пУR’gЇКё;xдoТ(∆(а Щk#«)ў/Фђ6є„<В;€хЂКrRЭќиGТ6ђіЋнNь¬÷rgу…ГЕfsю{RE†Ям”u£LБЩ£`TeppЃx-В+:kП≥LсЅ&YT"…Д©^sМъзржіtСЂл@Ўџ'ЏDyЩalrƒн/ГЋ`zv’Ґqљ≠s6§Хъ]№j2hzu’х”