ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


У Церкви и бизнеса разные виды на Валаам

ВЛАСТИ райцентра Сортавала, к которому «приписана» святыня мирового масштаба — остров Валаам, продвигают свою концепцию развития туризма на территории Валаамского архипелага. Если она воплотится, заявляют оппоненты, тысячи российских и зарубежных «паломников» будут приезжать на Валаам, чтобы пить водку, танцевать на дискотеках, кататься на водных мотоциклах по Святому озеру и жарить шашлыки на том месте, где когда-то находилась хижина отшельника.

Проект договора с некоей лондонской фирмой ВМВ-SD Тгаding Согрогаtiоn предполагает, в частности, строительство VIР-сауны площадью 50 кв. метров, приобретение скоростных катеров и прогулочных яхт, оборудование у причалов острова «входных торговых зон повышенной доходности» и финансирование евроремонта в зданиях, представляющих собой памятники архитектуры федерального значения. Планируется также подогнать к святому острову плавучую гостиницу с барами, бильярдом и дансингом.

Как известно, Президент России Владимир Путин, в августе прошлого года посетивший Валаам, обсуждал проблемы его возрождения с главой Республики Карелия Сергеем Катанандовым. При этом акценты делались не на светский туризм, а на паломничество верующих в эти святые для православных места. Однако для властей Сортавалы, до сих пор ад-, министративно опекающих святой остров, гораздо привычнее <и прибыльнее) уже освоенный на берегу вариант светского «водка-туризма», подразумевающий ставку на праздно развлекающихся приезжих, включая соседей-иностранцев. Оно и понятно: прибывающие на Валаам паломники, покупая свечи и заказывая требы, будут финансово поддерживать Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. А «водка-туристы» в первую очередь кормят тех, кто предоставляет им услуги отнюдь не духовного плана, то есть местных, сортавальских предпринимателей.

Схема «грязного туризма» уже не первый год с размахом работает в самой Сортавале. Этот райцентр с 20 тысячами жителей давно обогнал Петрозаводск по числу баров и ресторанов на душу населения, а также по количеству местных жительниц, подрабатывающих проституцией. Не случайно Сортавалу в последнее время все чаще называют «карельским Таиландом».

Острое желание районных чиновников собственными силами «освоить» колоссальный туристический потенциал Валаама обусловлено еще и тем, что в самой Сортавале после двенадцати лет бессменной власти мэра В. Варъя осваивать уже практически нечего.

В письме уже упоминавшейся лондонской компании ВМВ-CD Тгаding Согроration президенту Катанандову содержатся ссылки на «достигнутые ранее договоренности» с властями Сортавалы о предоставлении «в аренду на длительный срок старого причала в Большой Никоновской бухте. В качестве арендатора призвано выступить 000 «Туристический центр «Валаам», специально созданное в г.Сортавала для осуществления работ на территории Валаамского архипелага.

Как следует из протокола заседания у министра госсобственности Республики Карелия от 6 сентября 2001 года, представители сортавальской администрации уже дали «положительную оценку данного инвестиционного проекта». Под «работами на территории архипелага» помимо прочего понимается проведение евроремонта в так называемой «Зимней гостинице» — несмотря на то, что в этом памятнике архитектуры федерального значения по закону разрешено лишь проведение восстановительных работ. По мысли авторов проекта, превращение памятника архитектуры в отель с номерами для «водка-туристов» станет первым стратегическим прорывом частного бизнеса на остров.

Что касается святости, о которой так уважительно говорили в августе 2001 года Владимир Путин и Сергей Катанандов, то в понимании сортавальских властей она, видимо, должна обеспечивать особый колорит грандиозному парку развлечений и станет верной приманкой для туристов. А монахи, если следовать той же логике, призваны сыграть роль ряженых в валаамском «Диснейленде», где молитва будет соседствовать с пьяным пением под гитару, колокола — с дискотекой, иконы — с игровыми автоматами.

- Не надо забывать, что валаамская земля в течение столетий привозилась монахами в мешочках с материка, поливалась потом сотен трудников, приезжавших сюда поработать во славу Божью со всей России и из многих других стран, — говорит насельник монастыря брат Михаил. — Знаменитая Валаамская благодать, на которую, как на удочку, хотят поймать туристов, буквально вымолена у Бога здешними святыми... Надо одуматься — нельзя смешивать паломничество и блуд, святыню и аттракционы.

Показательно, что и среди сортавальских бизнесменов есть такие, кто не приемлет идей вульгарно понятого «освоения» Валаамского архипелага. Если же местная власть будет упорствовать и пытаться все взять под свой контроль, она просто зарежет курицу, несущую золотые яйца.

Туризм развивать необходимо, — убежден депутат Сортавальского городского собрания С. Рыжков. — Но не ценой распродажи валаамских святынь, а наоборот — всемерно сохраняя их, работая в тесном взаимодействии с монастырем. Если люди приходят в лес за грибами, не надо асфальтировать для этого тропинки, разбивать повсюду шашлычные и рюмочные — не станет ни грибов, ни грибников...

Судьба Валаама решается буквально в эти дни — на 25 января в Петрозаводске намечено обсуждение новой концепции освоения архипелага. Хочется верить, что разработчики этого документа учтут пожелание российского Президента и тысяч других сограждан сохранить Валаам как место паломничества верующих — в противоположность Кижам, которые Карелия может развивать как центр международного светского туризма.

Если этого не произойдет, мы станем свидетелями пирровой победы тех, кто желал бы превратить святой остров в подобие «северного Бангкока».

Николай Митрохин,

«Российская газета», 16 января 2002 г.

НА ГЛАВНУЮ