ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Праздники | НовостиОбъявления  | E-mail


14 февраля - "день святого Валентина"

Кому молиться влюбленным?

«День влюбленных» у большинства наших соотечественников ассоциируется с пришедшим к нам с Запада «Днем святого Валентина». Ближе к 14 февраля полки магазинов до отказа заполняются атрибутами этого насквозь коммерческого праздника. Здесь и пухленькие купидончики со стрелами, и красные сердечки, и розовые ленточки, и прочая праздничная мишура. Все увлечены пересылкой любовных записок, пустым раздариванием сердечек, активным проявлением чувств по отношению друг к другу с прилюдными поцелуями… Похотливые объятия, откровенные непристойности — все это так и льется грязным потоком с телеэкрана прямо в неискушенные души, впитывающие безответственное отношение к дружбе и любви, приучая ребенка с младых ногтей к легковесным выражениям чувств любви.

Особенно почему-то этот праздник полюбили представители сексуальных меньшинств. При этом забывается, что священномученик Валентин — хотя и почитается в основном католиками — все же святой христианской Церкви, а отношение традиционных религий к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации всегда было, мягко говоря, неуважительным.

Между тем, в жизни практически у каждого человека приходит время, когда его посещает новое, неизведанное чувство — влюбленность. Как правило, это еще не настоящая любовь, но зачастую влюбленному человеку трудно разобраться, что за чувство посетило его. Кажется, что пришла любовь, но проходит время, и наступает горькое разочарование...

Влюбиться очень легко. Но больше всего трений и разногласий, как известно, возникает, когда люди пытаются жить вместе. «Тем не менее, опросы, проводимые повсеместно, говорят нам, что к браку стремятся практически все, — отмечает адепт новой сексуальной революции либеральный философ Хосе Антонио Марина. Подобное заявление кажется удивительным, если вспомнить, что в развитых странах становится все больше людей, добровольно выбирающих одиночество». А это значит, размышляет далее философ, что «счастливая любовь на долгие годы по-прежнему желанна для очень многих, но общество поглотила идея, что такая любовь недостижима… Истории о несчастной любви захватили в обществе монополию, а стоило бы вновь обратиться к рассказам о счастливых любовных парах, потому что такие тоже встречаются».

Причину кризисного состояния современной семьи философ видит в том, что на Западе «так долго холили и лелеяли собственную индивидуальность, обхаживали себя, заботились о своем индивидуальном развитии, о своей самодостаточности, что утратили способность — в случае, если вообще когда-либо ею обладали — эмоционально общаться с другими людьми. Мир превратился в гигантский бильярдный стол, где каждый отдельный, изолированный от других шар, катается сам по себе, и сталкивается с другими такими же шарами лишь на мгновение».

В традиционной культуре России отношение к чувству влюбленности, любви, основано на христианской нравственности. Как же сохранить светлое чувство влюбленности? Прежде всего, уважайте друг друга и помните, что настоящая любовь всегда связана с самопожертвованием. Поэтому задумайтесь, готовы ли вы пожертвовать чем-либо ради любимого человека?

Старайтесь больше общаться, однако помните, что в старину до свадьбы целоваться было не принято! Ныне молодые люди дарят свои поцелуи налево и направо, даже не задумываясь о крепости собственных чувств... Если человек это делает, то он должен помнить и о том, что берет на себя большую ответственность. Он не только полностью доверяет любимому человеку, но и сам готов уже ни с кем другим не вступать в столь близкие взаимоотношения! Ну, а что касается еще более интимных отношений, то они до свадьбы Церковью, безусловно, не допускаются. Тем не менее, в нашем обществе, переживающем сексуальную революцию, почти сразу после знакомства молодые люди пытаются уговорить девушек сблизиться с ними. В ход идут и обещания типа "честное слово — я на тебе женюсь". В результате девушки теряют девственность — бесценное сокровище, которое следовало бы подарить единственному своему избраннику на всю жизнь. А парни в таких случаях просто удовлетворяют свое честолюбие. Достигнув желаемого, такой молодой человек часто теряет к уступившей ему «легкомысленной» девушке всякий интерес и начинает добиваться любви очередной своей «жертвы». В свою очередь обманутые в самых искренних своих чувствах девушки уже больше не доверяют никому. Поэтому надо строго держаться правила: интимная жизнь — только после свадьбы! Так было всегда в России, так сейчас, между прочим, становится правилом и на Западе. Если действительно большая, настоящая любовь, то любящий парень будет с нежностью относиться к своей избраннице, оберегая ее девичью честь, а не переметнется к другой, "более раскрепощенной" особе.

Но вернемся к празднику влюбленных. Что в нем плохого? Прежде всего, то, что праздник сей выпячивает именно интимную сторону влюбленности, призывает влюбленных насытиться только плотской любовью, забыв, что интимные отношения — это часть семейных отношений.

Кому молиться влюбленным?

В Русской Православной Церкви, есть много подвижников, "добре подвизавшихся" вместе со своими женами и причисленных вместе с ними к лику святых. Например, прпп. Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского, Ксенофонт и Мария, испытавшие тяжкие скорби при расставании с любимыми сыновьями Аркадием и Иоанном и после долгих поисков чудесно их нашедших, Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, и Захария и Елизавета, родители Иоанна Предтечи — двум последним парам молятся в случае супружеского "неплодства", так как они сам при жизни были долгое время лишены детей и лишь под старость были утешены рождением единственного ребенка — но какого!

Все они считаются покровителями супружеской жизни, ко всем им обращаются верующие в случае каких-либо семейных нужд, как и рекомендовала то "книга, называемая Домостроем, содержащая в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам", вобравшая в себя многовековой уклад, традиции, опыт построения русской семьи.

Но самыми почитаемыми и, пожалуй, самыми известными покровителями супружеской жизни считались князья Муромские Петр и Феврония. А между тем их семейная жизнь начиналась отнюдь не безоблачно и, как повествует автор их жития протопоп Ермолай (Еразм), князь Петр женился на простой крестьянской девушке Февронии отнюдь не по своей воле.

А было дело так. Заболел князь проказой. Народная легенда, поэтизировавшая житие Петра и Февронии (что встречалось на Руси довольно часто. Достаточно сказать, что легендарный Илия Муромец — вполне реальная историческая личность, мощи его покоятся в киевских пещерах, а на родине — в селе Карачарове — до сих пор живут люди), рассказывает об этом так. Повадилась нечистая сила в покои князя в образе его двойника, начала хулиганить — обижать простых людей. Разгневался князь, спрятался в покоях, подкараулил обманщика и отрубил ему голову. Слетела голова с плеч, и оказался на месте двойника князя змей поганый. Хлынула кровь из раны фонтаном, окатила князя с головы до ног, и стал князь "паршивым" — так называли раньше на Руси людей, больных проказой. Болезнь эта была настолько страшной, что больным ею даже запрещалось жить вместе с нормальными людьми.

Дочь простого лесника (по другой версии, бортника) взялась лечить болезнь князя, но в качестве платы за лечение потребовала, чтобы князь женился на ней. Петр пообещал, но, выздоровев, как это часто бывает, предпочел забыть о своем обещании — не к лицу, дескать, князю брать в жены мужицкую дочь. Тогда болезнь вернулась к нему. Приняв это как наказание за нарушенное слово, князь уже больше не противился и сыграл свадьбу по всем правилам. Но тут уже взбунтовались бояре, не стерпевшие того, что ими командует "мужичка", и поставили условие: выбирай, князь, или мы, или она. Хочешь — выбирай любую из наших дочерей, а нет — так иди с Богом. Или законная супруга, или княжеский стол.

Петр выбрал любимую жену и предпочел оставить княжение. Но тут — о чудо! — обрушились на город Муром великие напасти. Народ увидел в том наказание Божье и потребовал вернуть престол его законному владельцу. И обрушившиеся на город беды тут же прекратились...

Петр и Феврония оставили о себе память как о мудрых и добрых правителях, снискавших народную любовь делами милосердия и заботой о вверенном им граде. Их правление запомнилось людям как самый мирный и спокойный период в истории города Мурома. Перед смертью они решили принять монашество, что тоже было достаточно распространено на Руси: так сделали, например, родители Сергия Радонежского.

Петр принял постриг в мужском монастыре с именем Давид, а Феврония — в соседнем монастыре с именем Евфросиния. Но любовь их, не соединенная более плотскими узами, отнюдь не ослабевала, и они просили, чтобы Господь взял их к себе одновременно. Их последняя молитва была услышана: они окончили свой земной путь в один день и час 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года, чтобы получить иное, неземное Царство. По одной версии, они были похоронены, по другой — их тела были обретены чудесным образом нетленными в одной могиле. Их народное почитание началось практически сразу же после смерти, а спустя некоторое время Церковь официально причислила их к лику святых. На иконе они также изображаются вместе.

Практически сразу же Петр и Феврония стали почитаться именно как покровители супружеской жизни. К ним обращались за молитвенной помощью те, кто хотел найти себе достойного спутника в жизни, что нашло отражение даже в пословицах и поговорках. "Каков Петр — такова и Феврония" говорили нерадивому мужу, что значило: нечего на жену пенять — что заслужил, то и имеешь.

На день Петра и Февронии в деревнях любили назначать такую процедуру, как "сговор": родители жениха осторожно интересовались, как отнесутся родители невесты к будущему сватовству, давая таким образом невесте подумать. Официальное сватовство и свадьба назначались на более позднее время — на осень, когда все было убрано и было больше свободного времени.

Всякий уважающий себя монастырь старался иметь у себя "мощевичок" с частицей мощей Петра и Февронии, куда притекали все желающие получить помощь в семейных нуждах, что нашло отражение даже в молитве-тропаре (похвальном песнопении) в честь Петра и Февронии:

"Мира сего княжение и славу временну помышляя, сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре, купно с супружницею твоею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше. Тем же и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете; и ныне Христу молитеся сохранити град и люди, присно вас славящих".

Для справки: Святой священномученик Валентин пролил свою кровь во времена правления римского императора Клавдия, считавшего, что семья мешает солдатам сражаться за империю, и издавшего указ, запрещавший военнослужащим жениться. Сщмч. Валентин, несмотря на указ, продолжал венчать всех желающих, за что и был казнен 14 февраля 273 года. Церковью он был причислен к лику святых. Для Католической Церкви праздник св. Валентина не является обязательным. Наоборот, 14 февраля все католики отмечают праздник святых Кирилла и Мефодия. Празднование "Дня влюбленных" с католической традицией не имеет ничего общего.

Протоиерей Игорь ГОРИН,
Ольга СИДЛОВСКАЯ,
Игорь ХРАМОВ («К единству» №3. 2002 г.)

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru