ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА ВАТИКАНА

11 февраля Ватикан официально объявил об учреждении в России вместо апостольских администратур (ныне действующих временных структур католической церкви) четырех епархий - в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске и о создании в России поместной католической церкви во главе с архиепископом Тадеушом Кондрусевичем в качестве митрополита и с центром в Москве. По сути, государство Ватикан обнародовало свое намерение превратить Россию в католическую провинцию. Реакция Русской Православной Церкви на эту недружественную акцию была резко отрицательной. Православным народом действия Ватикана расценены как прямой вызов Православию и как стремление к политическому разделению России.
    Мы попросили прокомментировать эти события настоятеля Спасо-Преображенского прихода острова Кижи священника Николая ОЗОЛИНА, выходца из Франции, хорошо знающего проблемы современного католицизма.

- В заявлении Союза православных граждан решение Ватикана названо актом духовной агрессии и политического вмешательства в дела Русской Православной Церкви. Чтобы вы отметили в этой связи?

- Обустройство епархий Римско-католической церкви в России, думаю, является переломным моментом в отношениях двух христианских церквей в худшую сторону. Ватикан добился того, к чему стремился на протяжении тысячелетия.

- Почему именно сейчас стало возможным учреждение московской католической «митрополии»?

- Раньше, когда русская государственность была крепкой, Римско-католическая церковь этого сделать не могла. Русь восприняла восточное христианство. В основу ее государственности и в основу богатейшей культуры русского народа легли духовные православные ценности. Православным Российское государство считало себя на протяжении многих столетий, вплоть до 1917 года. Олицетворением симфонии между ним и Православной Церковью являлся российский император. И, как мы помним, еще в XIII веке святой благоверный князь Александр Невский дал достойный отпор первой попытке натиска Римской церкви на Православную Русь. Он положил конец военной агрессии тевтонских рыцарей.

Ватикан и в дальнейшем пытался распространять свое влияние в Российском государстве, но безуспешно. Примечательно, что почти все существовавшие в Российской империи к началу XX века Римско-католические епархии находились на территории нынешней Польши, Западной Украине, Литве и Белоруссии и не имели в России единого центра - ни в ее столице, ни в каком другом российском городе. И это исторически было оправдано. Епархии были в областях компактного проживания католического населения. Ныне Римско-католическая церковь организовывает свои приходы там, где их никогда не было – в Сибири, средней России. Это воспринимается как попытка католической проповеди среди православного населения.

Фактически Римско-католическая церковь узаконила сегодня то, чем занималась на протяжении последнего десятилетия – свою активную прозелитическую деятельность. И если миссионерская деятельность нетрадиционных христианских движений, вторгшиеся в Россию в тот же самый период, переживает спад, поскольку они не являются настоящими церквами, и в нашей стране многие это поняли, то с католицизмом дело обстоит иначе. Ватикан пытается дублировать Русскую Православную Церковь, создавая на ее канонической территории свои параллельные структуры, вводит титул, который не существует в католичестве – митрополит, но который способен ввести в заблуждение русского человека.

Такие действия Римско-католической церкви в очередной раз подчеркивают ослабление нашей государственности и несовершенство федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях, в котором не отражается по-настоящему особое положение Русской Православной Церкви как культурообразующего фактора в нашем государстве.

- Каковы могут быть последствия католической экспансии в России?

- У Римско-католической церкви появится возможность укрепить свою миссионерскую деятельность под прикрытием католических школ. Средств на это у Ватикана хватит. В каждой стране его тактика меняется и в некоторых из них он применяет самые грубые приемы прозелитизма. Например, в Индии Римско-католическая церковь в единственном христианском регионе Керала, основанном святым апостолом Фомой, где он и почил, проводит активную миссионерскую деятельность на бытовом уровне. Здесь строятся школы, больницы, в которых христианам усиленно рекомендует переходить в католическую веру. Причем это миссионерство основано не на базе вероучения, потому что против Православия у католиков мало аргументов и их доводы рассчитаны, прежде всего, на людей, которые не знают основ православной веры.

Нынешний вызов Ватикана в отношении Русской Православной Церкви - это, прежде всего, большая политика. Ватикан не мыслит мелкими масштабами. И об этом можно судить по действиям папы римского в последнее десятилетие. Если он не может приехать в ту или иную страну как глава Римско-католической церкви, он прибывает туда как глава государства Ватикан. И это можно расценивать не иначе как натиск одного государства на другое. В таком положении дел и кроется определенная угроза для России, Православная Церковь которой только начинает подниматься из руин после многих десятилетий ее разграбления и унижения. И потом. Не признавая такого понятия, как каноническая территория, Римско-католическая церковь тем самым не признает и более чем тысячелетний опыт христианства на Руси.

- Чем еще объясняется такая высокая активность Римско-католической церкви в России?

- Дело в том, что в Европе уже на протяжении 20 лет она переживает огромные потери – и качественные и количественные. То же происходит и в католических странах Латинской Америки, подвергшихся агрессивному натиску харизматических американских сект протестантского толка.

Или возьмем, например, ту же Францию. В последнее время ислам здесь стал второй по распространенности религией, являясь объединительным фактором для эмигрантов из Северной Африки. И это происходит вопреки впечатляющей по масштабу секуляризации общества, которой Римско-католическая церковь не смогла противостоять.

В России же постепенно идет обратный процесс: после 70 лет воинствующего атеизма большая часть населения находится в духовном поиске. Нельзя забывать и том, что наша страна обладает огромными природными богатствами и большим людским потенциалом. Этим она и привлекает Ватикан. Прозелитизм Римско-католической церкви в России является главной целью для подпитки мирового католичества в XXI веке.

Руководству нашей страны и руководителям российских регионов стоит обратить самое серьезное внимание на нынешние события, связанные с экспансией католицизма. Почему Римско-католическая церковь чувствует сейчас себя так уверенно в России? Потому что наши чиновники всех уровней, болеющие комплексом пресмыкательства перед западным христианством, невежественны в христианской истории. Это невежество особенно заметно у нас в Карелии в системе образования и социальной сфере. Об отсутствии у чиновников подлинного интереса к духовному наследию нашего края, свидетельствует то, что, говоря о Карелии, они никогда не упоминают о неоценимом вкладе православного христианства в его культурное своеобразие. Слабое же присутствие Православной Церкви в образовательной системе, социальной сфере и средствах массовой информации объясняется тем, что она не имеет для этого соответствующей материальной базы.

Почему бы нам не взять пример с Греции? Экономически это не самая сильная страна в европейском сообществе, но вопреки всеобщей секуляризации она по-прежнему ревностно относиться к своему духовному наследию, в ней сохраняются тесные взаимоотношения между государством и Православной Церковью.

- Ватикан аргументирует свое решение открыть в России новые епархии тем, что и в западных странах существуют приходы и епархии Русской Православной Церкви.

- Это сложилось исторически. После 1917 года Европа приняла большой поток беженцев из России. Первое, что предпринимали русские эмигранты на чужбине - это было создание церковных общин, сохранявших православное наследие. Священники, окормляли в этих приходах только русских и не занимались прозелитизмом. Так обстоит дело и сегодня. Так что подобные аргументы не состоятельны.

Беседу вела Ольга СИДЛОВСКАЯ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

НА ГЛАВНУЮ