ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
|
Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


775-летие крещения карел

Потерянное наследство

Суоярвский район по-своему уникален. Здесь практически нет коренного населения. В годы финской кампании (1939-1940 г.г.) оно покинуло родные места и ушло в Финляндию. Снимки, сделанные в те годы и собранные в альбоме «Суоярви», изданном в Финляндии, полны скорби и печали. В Великую Отечественную здесь шли жестокие бои. В лесах до сих пор находят немало боеприпасов, оружия и... захоронений неизвестных солдат.

Так что фактически новейшая история нашего района началась уже после войны, когда сюда приехали беларусы и литовцы, украинцы и татары, карелы и русские — с Вологодчины, Тверской губернии, кого мы сегодня называем местными жителями. Везли они с собой не только имущество, но и традиции. Так складывалась пестрая и, увы, лишенная духовности жизнь временщиков. Ведь многие ехали заработать «большие» деньги на лесозаготовках, чтобы затем вернуться на родину.

Вешкелица в Суоярвском районе, пожалуй, единственное «национальное», истинно карельское село, упоминающееся в документах XV века. Интересна история, связанная с его названием. Восстановлена она Петром Шамшиным, уроженцем Кондопожского района, долгие годы живущим в Вешкелице, незабвенно любящим это село и его жителей, и ставшим главным вдохновителем сбора исторических документов. Его стараниями сегодня в Вешкелице организована музейная комната, где собраны интереснейшие, а порой даже уникальные документы. Земляки уважают Петра Михайловича за его преданность и увлеченность и помогают пополнять «музейный фонд» новыми экспонатами.

Что же касается возникновения имени села, то на этот счет существует несколько версий. Во-первых, вполне логично предположить, что название «Вешкелица» произошло от вешек, обозначавших санный путь по озерам, вдоль которых карелы строили свои деревни. В XV в. из Олонецкого до Линдозерского погоста (Кондопожский район) проходил зимний торговый путь с большими торгами. По этому пути вывозилась также дань (оброк) Великому Новгороду (а наш край был тогда в составе Новгородской земли). Шел этот путь вдоль западного Сямозерья. Он обозначен на исторических картах. Пролегал он и по озерам. Поэтому без дорожных ориентиров никак нельзя было обойтись.

В музейной комнате Вешкелицы имеется два подлинных документа, датированных 1841 и 1842 годами. В одном из них упоминается селение Вешкелица, а в другом — Вешкельский приход. Позже в Госархиве П. М. Шамшин, внимательно изучив карту западной части Российской империи (составитель Губерт, 1908 г.), на которой отмечены все города и деревни Олонецкой и Архангельской губерний, нашел на ней Вешкельский погост.

А еще «векша» означает «белка». Известно, что в XIV-XVI в.в. карелы платили дань Великому Новгороду, а затем и Русскому государству беличьими шкурками, которые высоко ценились на внутреннем и внешнем рынке. Пунктами сбора и вывоза этой дани были погосты. Это обозначает, что село являлось административным и церковным центром всех деревень в округе.

Ныне о том, что здесь с давних пор жил народ православный, напоминает очень немногое - только скромная часовенка, возведенная, как и полагается, на самом высоком холме. Как памятник истории и архитектуры, она была перевезена сюда из близлежащей неперспективной деревеньки. Да еще сохранились метрические книги, ставшие первой реликвией для образованного в 1994 г. Суоярвского православного прихода.

Несколько лет назад в селе возродили традицию летних ярмарок, приурочивавшихся в старину к одному из самых почитаемых на Руси и любимейших в народе праздников — Троице. Но в организации их проведения этой «духовной составляющей» пока нет.

Сегодня вешкельцам живется нелегко.Ушли в прошлое республиканская и даже всесоюзная известность вешкельских мехов, но остались позади и годы мучительной борьбы за выживание. Нынче в селе возрождается животноводство, растениеводство — здесь расположен агроцех акционерного общества «Запкареллес». Жизнь потихоньку возвращается в нормальное русло. Может быть, теперь и вспомнят они о своих древних корнях, о вере своих православных предков и проторят тропинку к часовенке, оставленной им в наследство.

Людмила Тимоева,
г. Суоярви

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru