ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Фотогалерея | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | ВидеоE-mail


На концерте в поддержку восстановления Важеозерского монастыря прозвучали «Времена года» Чайковского 

3 марта в Большом зале Карельской государственной филармонии состоялся благотворительный концерт заслуженного артиста России Владимира Мищука. Второй раз известный музыкант выступил в нашем городе в поддержку реставрации иконостаса Преображенского храма Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Нынешнюю программу музыкант составил из произведений, наверное, самого известного русского композитора (в массовом сознании) – Петра Ильича Чайковского, выбрав Большую сонату соль мажор – сочинение сложное, виртуозное, довольно редко исполняемое, и хрестоматийный известнейший цикл миниатюр «Времена года».

Можно сказать, симфония для рояля, соната является первым в русской музыке (наряду с его первой сонатой) образцом данного жанра, как в большом романе-эпопее, позволяющем развернуть в образной музыкальной системе целую жизнь человеческого духа, народа, становление и борьбу, отчаяние и победу. Масштаб, драматизм, нежные, сокровенные чувства, яркая национальная сила – все эти контрастные черты самобытной творческой личности Чайковского определяют и коллизии этого сочинения.

«Времена года» дают иной взгляд художника. Это яркие небольшие зарисовки из российского быта ХIХ века, музыкальный пример «энциклопедии русской жизни», в котором преобладают лирические поэтические образы – здесь и весенняя песня жаворонка, и раздольный глас косаря, и призывные трубы охоты, и тройка с бубенцами, и шумная Масленица. Через форму камерных салонных пьес композитор выразил некоторые грани жизни своего современника, его печали и радости, любовь к родной земле, поэзию родных пейзажей и народных песен. И любовь как лейтмотив образов Чайковского здесь во всем, никакой отстраненности, внешней описательности.

Эта сфера особенно резонирует поэтическому складу личности Владимира Мищука. Музыканту удаются лирические, сокровенные эпизоды, полные тонкой, «жемчужной», тишайшей звучности, изысканной фразировки, подчас даже слишком пестрой и чувственной, на грани почти полного растворения и остановки времени. Эта сфера образности была продолжена пьесами Шопена, исполненными после основной программы.

Публика восторженно, стоя, приветствовала исполнителя, благодаря за подаренные мир, радость и искренность, служение апостольскому завету «По данной нам благодати»: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; …благотворитель ли, благотвори с добрым изволением» (Рим. 12:6-8).

Александр СОЛОВЬЕВ, преподаватель Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, 2013 год

См. также:

© Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru