ПРАВОСЛАВИЕ
В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской
епархии
Страница Архиепископа
| История | Храмы | Монастыри | Святые | Газета
"Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь
| Новости | Объявления | E-mail
Георгиевское братство
Видлица. Храм Георгия Победоносца
Храмовая икона св. Георгия Победоносца |
100 лет назад, 26 ноября 1907 года, архиепископ Сергий (Страгородский) открыл в Видлице Православное Карельское Братство во имя св. великомученика Георгия Победоносца, руководителем которого стал он сам. Начало деятельности Братства совпало с трудным периодом в жизни России. В это предгрозовое время ушедшие в революцию люди делали все, чтобы «испортить в народе душу, помрачить в нем разум Божий и совесть христианскую, сделать людей мятежниками и злодеями, а тогда уже не трудно будет повести их против Церкви Божией и православного царя». Именно в такой накалявшейся обстановке, когда в обществе стали цениться продажные проходимцы, недоучившиеся студенты, выгнанные учителя, которые поступали в услужение врагам Церкви и России, Братство развернуло свою широкую деятельность. Оно стремилось укрепить среди православных карел России русские церковные народные начала, усердно вело просветительскую работу среди местного населения. У Братства было книжное издательство, выпускавшее не только богослужебную литературу, но и книги для школ и специальные «листки» для прихожан. Во многих деревнях открывались библиотеки, куда рассылались книги на русском и финском языках, содержавшие перевод некоторых литургийных евангельских чтений, а также братские издания на карельском языке. В задачи руководителя Православного Братства входила организация миссионерской работы. По предложению архиепископа Сергия, при Св. Синоде была учреждена должность синодального Карельского миссионера (им стал председатель Братства архимандрит Киприан). Помимо этого, открылись еще две должности – миссионеров для Финляндской и Олонецкой епархий (ими стали два инока Валаамской обители). Был создан особый денежный фонд, при одной из школ на специальных курсах велась подготовка новых миссионеров и катехизаторов. Карельское Братство занималось благотворительной деятельностью. Оно давало средства на украшение бедных церквей и часовен, оказывало помощь в постройке храмов, в пополнении карельских приходов предметами церковной утвари. В его ведении находились вопросы обеспечения храмов богослужебной литературой, учреждения столовых, помощи беднейшим ученикам школ. К решению этих насущных для народа проблем, благодаря проделанной Братством огромной работе, была привлечена такая крупная и влиятельная сила, как земства. В начале XX века жизненный и культурный уровень большинства карелов оставался невысоким. Поэтому земские органы заботились об открытии медицинских пунктов в карельских деревнях, проведении новых дорог, жертвовали деньги на Братство. Благодаря им, в Карелии было увеличено жалование духовенству, что помогало привлекать в его ряды лучшие пастырские силы. В учительской семинарии стали преподавать карельский язык. На народных чтениях, которые организовывались сотрудниками Братства, учителя переводили материалы на карельский язык, а затем для объяснения прочитанных статей параллельно использовали языки русский и карельский. Православное Карельское Братство стало значительным явлением в жизни губернии. Его отделы были открыты в Петрозаводске, Повенце, Пудоже, Каргополе, Вытегре, Лодейном Поле, Олонце, в с. Вознесенье. В Видлице, Реболах и Петрозаводске Братство проводило съезды духовенства и православных деятелей. По инициативе архиепископа Сергия созывались съезды самих архипастырей трех соседних северных епархий. В местные правления Братства была привлечена интеллигенция, включая все городское духовенство и лиц из администрации. В результате столь широкой деятельности удалось оживить церковную жизнь епархии. Помимо Карельского были образованы Финляндское Православное Братство во имя прпп. Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев и Александро-Свирское Братство. По количеству своих членов и действенности проводимых мероприятий эти общественные организации заметно превосходили аналогичные светские учреждения. В эти смутные годы митрополит Антоний (Храповицкий) в своем окружном послании предупреждал свою паству: «Мятежники советуют вам протирать руки ваши на воспрещенное, на чужое достояние, чтобы погубить вас и из честных, угодных Богу тружеников сделать вас богомерзскими грабителями, ворами, бунтовщиками. Пока вы – честные люди, им не совладать с вами, а если, прельстившись их обманом, пойдете на грабежи, то вы им, бунтовщикам, уже беспрекословные рабы. Почему так? А потому, что вор и грабитель, терзаемый совестью, сам будет рад забыть Бога и уже не откажется слушать всякие разговоры против веры, против Христа. Ему легче будет отвергнуться совсем от Бога, чем считать себя повинным в нарушении Божественной заповеди». Как видим, так и случилось в России в последующие десятилетия. Естественно, что в исторических работах советского периода роль церковно-просветительских организаций сильно принижалась. Православное Карельское Братство, к примеру, характеризовалось как черносотенное объединение с реакционными целями. Однако, как отмечают современные исследователи, с такой «реакционностью» трудно связать результаты благодатной деятельности Братства, учитывавшего духовные интересы, традиции, быт, язык и самобытную культуру карелов. |
См. также:
При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru