ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии
| Праздники | Православный центр | ГостеваяОбъявления  | E-mail


БЕСЦЕННОЕ СОКРОВИЩЕ – ДУШИ ДЕТЕЙ

Поговорим о наболевшем. Возможно ли в настоящее время найти человека удовлетворенного современным состоянием воспитания. Недовольны все: педагоги, родители, общественность. Школа обвиняет родителей, что им-де нет дела до детей, те в свою очередь обвиняют школу, улицу, телевизор, общественность ругает и тех и других — и школу, и родителей. А дети растут. И результаты, как говорится, все страшнее и страшнее. А не честнее было бы спросить себя: почему дети такие? И честно самому себе ответить: потому что они плоды нашего воспитания. Только взяв ответственность на себя, мы можем что-то изменить, если еще не совсем поздно. Еще 30 лет назад отец Серафим Роуз предупреждал: “Уже позже, чем вы думаете”.

Даже самые худые родители заботятся о своих детях: они их кормят, одевают, лечат... Если они этого не делают, то их лишают родительских прав. Но сколько сил и времени мы прежде всего посвящаем заботе о теле. Вдумаемся в слова преподобного оптинского старца Амвросия: “Служению телу посвящаются самые известные годы нашей жизни, а вечному спасению души — только последние минуты дряхлой старости” — и станет страшно. Нам Господь доверил бесценное сокровище — души детей. Наша обязанность сохранить их в чистоте и непорочности для вечной жизни. На Страшном Суде Бог спросит с нас не о том, чем кормили и во что одевали, а как воспитывали детей. Какой ответ дадим? О том, что практически все время провели в попечении о плоти, о которой Творец сказал нашему праотцу Адаму: “Земля еси и в землю отидеши”. А ведь тело — это только оболочка, сосуд, одежда для бессмертной души, которая составляет человеческую личность и столь тонка, что мы се называем бесплотной. Она, бесплотная, тоже нуждается в питании, лечении.

У кого сердце не дрогнет при виде грязного, голодного, больного ребенка, который ищет еду на помойках. Родители забыли о нем. Так выглядит и душа человека, который забыл о ней. Питание души и есть воспитание. Человека с грязной, черной душой мы называем невоспитанным, безобразным (то есть потерявшим образ Божий). И хорошо, если душа еще не омертвела и болит. Тогда легко обратиться к Врачу душ и телес: “Господи, помилуй, Господи, спаси, Господи, помоги, исцели душу мою, окорми мя, ризу мне подаждъ светлу”. Тело лечат врачи, одевает, питает Сам Господь в Своей Церкви, в Ее Святых Таинствах.

Дело Церкви — воспитывать, целить, спасать души. Воспитание — одна из функций педагогики, школы. Мы тщательно отбираем продукты питания для наших детей, чтобы они росли здоровыми. Мы не думаем, что дети сами разберутся, чем им питаться. Но чем питаются их души? Не голодают ли, не томятся ли духовной жаждой, не погибают ли, не на телевизионной ли помойке ищут пищу? Что же удивительного, что души болят. На нас, педагогах и родителях, лежит огромная ответственность за душевное здоровье детей, их счастье в этой временной жизни и спасение в вечности. К нам, воспитателям, обращены слова Спасителя: “Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мелъничный жернов на шею и потопили во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит”. (Мтф. гл.18 ст. 5—7.) Не мы ли виновны в умножении беззаконий в мире? Не нам ли отвечать за погибель вверенных нам душ? Не ставим ли мы преграды для детской души на пути в Царствие Небесное? Воспитание — это не точка соприкосновения Церкви и школы. Это огромная общая задача — воспитание здорового поколения.

Конечно, трудно говорить о воспитании, когда педагоги и родители ежедневно озабочены, чем кормить семью. Но без воспитания не будет и питания: “Возверзи на Господа печаль свою, и Той тя перепита-ет->. Или мы еще не до конца отчаялись, не дошли до дна, чтобы из глубины воззвать к Тебе, Господи, или еще надеемся на какое-то чудо, на земные инстанции. Можно найти правду на земле, но Истина — Сам Христос. Христос есть Свет. Христос есть Жизнь. Он есть Хлеб Жизни. Он научил нас молиться: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”. Обратимся к Отцу Небесному с верой и узрим чудо. Он даст нам хлеб, а не камень — хлеб земной и Хлеб Небесный.

Елена МАЗАЕВА

п.Ладва.

НАЗАД, К "БЕСЕДАМ О ПРАВОСЛАВИИ"

НА ГЛАВНУЮ