ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | ГостеваяОбъявления  | E-mail


Искушение знанием

С 2000 года книжные магазины Петрозаводска предлагают своим покупателям книгу издательства Петрозаводского государственного университета, увенчанную громкими регалиями. Подготовлена она сотрудниками Карельского Научного Центра Российской Академии Наук и издана при помощи Российского гуманитарного научного фонда. Но этот «академический» труд привлекает внимание, прежде всего, своим масскультовским названием — «Русские заговоры Карелии». Хотя подобных пособий для адептов темного воздействия на человеческую душу в любом книжном магазине и газетном киоске сегодня — хоть пруд пруди, карельские ученые, видимо, решили украсить этот «чернокнижный» список более солидным трудом, посвятив его тем, кто «интересуется народной магией». В книгу, составленную Т.С. Курец под редакцией Н. Криничной, вошли 452 заговора, использующиеся в Карелии в колдовской практике.

Понимая, что с духовной точки зрения так называемая мифо-поэтическая, «низовая» народная культура — плод сомнительного качества, авторы книги не забыли напомнить в предисловии о трудностях изучения, собирания и популяризация «фольклорного» пласта, противостоящему, церковному опыту, о том, что «подвижническое» творчество ученых-материалистов в этом направлении по разным причинам не поощрялось ни до революции, ни в 30-е годы прошлого столетия.

Однако же, как известно, в самые застойные годы издания каких-нибудь кельтских мифов, славянских заговоров или сборник по исследованию тувинского шаманства вполне свободно можно было приобрести в любом магазине «Академкниги». «Пока подобного рода ведение являлось уделом предельно узкой группы интеллектуалов-гуманитариев, причастность к нему почиталась за достоинство, — пишет священник Александр Шантаев. — Когда же возник тот самый «низовой» бум на чернокнижие и экстрасенсорику, интеллигентное общество, немало покорпевшее над первоисточниками, чтобы выпустить джинна из бутылки, с негодованием отшатнулось от очередной гримасы масс-культуры, на ходу умывая рук. В итоге мы сегодня имеем дело с ситуацией, когда нечто предельно враждебное, темное, сатанинское максимально опошлено, растиражировано, обыграно штампами и шаблонами и тем более опасно, ибо прячет свою настоящую сущность за клубами мути, поднятой со дна массового сознания».

Свое ученое любопытство к магическим текстам собиратели заклинаний оправдывают исследовательской беспристрастностью. Но те же ученые, открывшие ядерный синтез и сконструировавшие атомные реакторы, тем не менее, запрещают человеку, из-за угрозы гибели, совать в него свою голову. По поводу смертоносных излучений колдовских заклинаний предупреждали не только святые отцы Православной Церкви, но и философы в древние века. О слепящем и пагубном свете магии рассказал в своем сочинении «Метаморфозы» латинский писатель II века Апулей.

В святоотеческой и философской литературе любопытство издавна порицалось, считалось пороком, наносящем непоправимый вред душе. И если современный исследователь своим любопытством способствует открытию мира темных тайн, поощряя общество к поиску сомнительных чудес, едва ли такой труд можно назвать ученым.

Ольга АНДРЕЕВА

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru