ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | ИсторияХрамы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления  | E-mail


Заонежье: оживет ли древний край?

Заонежье – древнейший русский край, преизрядно украшенный старинными деревянными церквами и часовнями, связанный с родоначальниками царского рода Романовых. Здесь – знаменитый остров Кижи, ставший за долгие годы заезженным местом, почти не сохранивший свой естественный живой облик. И все-таки основательно подменить его музейной фальшью так и не удалось. Восстановленная на острове церковная служба вдохнула в его старинный Покровский храм полнокровную духовную жизнь.

Но само Заонежье сегодня почти уже опустошено. Обезлюдили его деревни, заросли поля, разваливаются брошенные дома, молчат обвитые травами храмы. Словно по этой земле промчался невиданной силы смерч, втянувшую в свою черную бездонную воронку цветущую жизнь. Вот уже и алчный капитал жадно поглядывает на освободившееся от людей пространство, мечтая добраться до богатых земных недр заонежской земли. Ради собственной наживы, готов он выпотрошить ее безжалостно, готов ради звонкой монеты превратить ее чистые хрустальные воды, зеленые густые леса и поля с медовым запахом трав в безжизненную свалку радиоактивных отходов.

Из последних сил сопротивляются наступающей на край злой силе его немногочисленные жители. Многие из них, живущие давно в иных краях, пытаются восстановить гармонию ушедшей жизни их далеких предков, источником жизненных сил которых была вера православная. На самых прекрасных местах в своих небольших деревнях возводили они когда-то храмы и часовни. Поднимешься на такую старинную колоколенку, высеребренную временем, глянешь вокруг, и глаз не можешь отвести. Красота неописуемая, словно за тайной завесой внезапно открывается взору рай небесный.

Нерасторжимыми духовными узами связано Заонежье с Соловецким монастырем. Здесь, в Загубье, – родина соловецкого игумена – преподобного Зосимы. После долгих лет забвения силами заонежан строится здесь в память Соловецкого чудотворца небольшая деревянная часовенка. Директор Соловецкого музея Михаил Васильевич Лопаткин, сам родом из Заонежье, шлет на помощь землякам мастеров с острова. Были они в прошлом году, приедут и нынешним летом, чтобы завершить строительство. А ведь раньше стояла здесь старинная часовенка, построенная инокиней Марфой – матерью первого русского царя из рода Романовых. В 1944 году увезли ее финские захватчики, как драгоценный военный трофей.

В Космозеро, рассказывает Валентина Александровна Сукотова, вновь вернулся традиционный праздник деревни – день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Ныне его проведут, как и в прошлом году, 16 июля. Начнется этот день с праздничного молебна в церкви во имя Александра Свирского, а потом будут народные гулянья и ярмарка заонежских мастеров. Помнят заонежане, что славился когда-то их край ярмарками. Шуньга торговала со многими зарубежными странами. В середине XIX века прислали сюда из Санкт-Петербурга инспекцию, чтобы разузнать, откуда у глухой карельской деревни такая большая прибыль. Умели, значит, хозяйничать.

Вот и нынешние жители, чтобы спасти родной край от полной погибели, ищут способы поднять почти что рухнувшую его экономику. 16 июня в Толвуе пройдет семинар, на который соберутся представители пяти деревень – Фоймогубы, Великой Губы, Толвуи, Шуньги и, Космозера. Обсуждать будут сообща о том, как организовать в Заонежье туристические маршруты. Главная забота – ресурсы. Возможно, поможет новая программа поддержки малого бизнеса, подготовленная российским правительством? Время покажет. Но пока государство ничем не помогает. За последние 14 лет ни копейки не выделило на возрождение региональных памятников культуры. Вот и стоит в Толвуе до сих пор не реставрированная белокаменная церковь во имя Георгия Победоносца. На одно только инженерное обследование требуется 100 тысяч рублей, а на полное восстановление – и вовсе целых 6 миллионов. А где их взять, такие средства? Вопрос из вопросов. А ведь в Толвуе больше всего населения – 2 000 человек, и совхоз есть действующий. Храм здесь особенно нужен. С его возрождением постепенно будет и жизнь налаживаться.

Ольга АНДРЕЕВА

* * *

В краю преподобного Зосимы

Родился преп. Зосима в дер. Загубье, расположенной на холмистом берегу Онежского озера, в глубокой загубине со множеством мелких островов, и со всех сторон обдуваемой теплыми ветрами, от богатых, но благочестивых родителей Марии и Гавриила. Отроком был отдан книжному научению. По благочестивому обычаю наших предков обучение начиналось со Священного писания, и проникся Зосимушка любовью ко Господу и отречением от всего мирского. Когда же родители хотели склонить его к браку, ушел он из дому, облекся в одежду чернеца, построил себе в 5 верстах небольшой скит у пролива Салос-салма, говоря: «Невозможно одним оком упираться в землю, а другим взирать на небо. Никто не может служить двум господам. Или одного возненавидит, а другого возлюбит, или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можно Богу служить и богатству».

Люди помнят, еще до войны здесь стоял небольшой домик с крестом наверху на самой носовине, да и сейчас еще видны следы от фундамента. Там он встретил старца, монаха Германа, который несколько лет вместе с преп. Савватием пребывал на Соловецком острове. Рассказал ему Герман об острове, да так, что возрадовался Зосима и, похоронив своих родителей на Толвуйском погосте, раздал все имущество и отправился к желанному острову. Почему он туда пошел, никому не ведомо, но, наверное, потому, что Господь позвал.

Позднее, когда все уже были наслышаны о его подвигах, на месте его родительского дома была поставлена часовенка. Это история так говорит. А по народному преданию это было давным-давно, передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. Еще бабушка Палагея Якимовна из рода преп. Зосимы рассказывала. Она и ходила пешком на Соловки молиться. Тогда на этом месте стоял всего один дом, люди проснулись утром и смотрят: человек стоит и молится. Потом на этом месте явления преп. Зосимы и поставили часовенку. Часовня была величественна, как и все Заонежье в прошлом. Еще Марфа Ивановна, как у нас ее называли, мать первого царя рода Романовых, сосланная Борисом Годуновым в 1601 г. в Толвуйский погост в заточение, подарила в нашу часовенку шелковый убрус с кистями и бахромой, который сама вышивала разными шелками и золотом с блестками. Этот убрус украшал икону преп. Зосимы и Савватия до 1830 г. Потом по распоряжению епархии он был взят и дальнейшая судьба его неизвестна.

От просторной часовни веяло далекой стариной. Иконы строгого новгородского письма XVI-XVII веков, поставленные в два яруса. Позднее, когда часовенки уже не стало, на этом месте несколько лет назад Высокопреосвященнейший архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил поставил большой памятный поклонный крест. У деревни как будто появились глаза, утром выйдешь из дому и помолишься. Люди любят ходить к Крестику, даже приезжают издалека на машинах.

Еще в 1921 г. в нашем Загубском приходе преп. Зосимы было 850 человек. Церковь стояла на самом высоком месте, у Каменного берега, а внизу протекала небольшая речка. Около церкви - камень, на котором преп. Зосима молился. У нас его называют святым. Камень тоже был под покровом, рядом крест, а на камне большое глиняное блюдо, там лежали свечи. Люди сами брали свечи и клали туда деньги.

В праздники ходили на богослужения в церковь, приходили из дальних деревень: от Никитиных, с Лебещины, с Кривоноговской. У часовни была ярмарка, ставились лавки вдоль всей деревни в два ряда. Приезжали с Типиниц, Великой Губы, Шуньги, челмужане ушатами привозили морошку на Ильин день. Продавали дровни, хомуты, дуги расписные, решета, сита, горшки, посуду, ткани, обувь.

Церковь была построена в 1876 году богатым крестьянином Захарьевым, уроженцем нашей деревни, после того, как их дом сгорел, и они отстроили новый дом в 2 км от нас на высокой Масельской Горе. До ухода в Палеостровский монастырь, где преп. Зосима и принял монашество, он жил работником в зажиточном доме Захарьевых, и в память о преп. Зосиме род Захарьевых покровительствовал местной церкви. Это была очень красивая церковь, из круглых бревен сложена с большими окнами и 5 звонкими колоколами. Там жили голуби, а когда начинали звонить, они как облака разлетались, столько их было много.

Когда финны оккупировали Заонежье, то в нашей церкви праздновали победу. Приехало командование, поздравляли, солдатам выдавали подарки и по пачке сигарет за взятие Медвежьегорска. И уже на третий день на крыше сидел финский солдат. Разобрали церковь до единой досочки, погрузили в 5 или 6 машин и увезли в сторону Финляндии. Доехала ли она до Финляндии или по дороге где-нибудь пропала.

Остался от церкви преп. Зосимы фундамент да ангел-хранитель. По всему фундаменту выросли рябины и шиповник, будто стены, а внутри нет даже ни одного кустика, только в алтаре вереск и красная смородина, приходи и молись. Когда как бы входишь в эту «церковь», на душе все равно светло, это, наверное, ангел-хранитель радуется. Даже последний священнослужитель у самого алтаря похоронен. Он как страж у этой церкви. Черемуха выросла у его могилы. К нему после войны два раза приезжали две дочери – Саша и Женя, говорили: «Здесь похоронен отец наш – Николай священник».

Как бы хотелось найти нашу памятную церковь преп. Зосимы Соловецкого, чтобы хоть бы только взглянуть на нее.

А И. В. Захарьев уехал за границу в Швецию или в Финляндию в гражданскую войну. Потом просился обратно, да не взяли. Хотелось умереть на своей земле, тосковал, писал в сельсовет, потом письма перестали приходить, наверное, умер. Дом его, один из красивейших в Заонежье, двухэтажный шестистенок с двумя выходами наверху, сгорел во время войны. Предки рода Захарьевых тоже похоронены на Толвуйском погосте. Но когда церковь закрыли и превратили в клуб, могилки все разровняли, посадили березки и сделали парк, а надгробия с могил Захарьевых перенесли на Братскую могилу, они и сейчас там, старинные красивые, из розового камня. Теперь уже не найти ни родителей преп. Зосимы, ни покровителей Захарьевых.

Будущее Заонежья должно начаться с благословения нашей земли, за которую молится наш преподобный, с восстановления часовни преп. Зосиме и Савватию на этом святом месте, чтобы благодать и мирный труд снизошли на нашу землю.

Студент Александр с преподавателем Сергеем при участии В. П. Орфинского составляют проект часовни. Люди понемножку, у кого, сколько есть, дают деньги и из Соловецкого монастыря прислали. Они нам помогают. Всем низкий поклон и большое всем спасибо за помощь. Будем ухаживать за часовенкой и молиться за живых и за мертвых, и за тех, кто, под безвестными холмиками лежит и просит нашей помощи. И да избавит нас Господь от всех зол молитвами преп. Зосимы и Савватия.

Людмила БАЛЕХОВА
д. Загубье

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru